Когда простой крестьянин и будущий китайский император оказался на гребне Восстания Красных повязок в середине XIV века, столицей Китая был еще Пекин. Монгольская династия Юань, плачевные результаты правления которой и вылились в кровавую революцию, накопила немаленький список проблем. Среди них было и притеснение этнических китайцев, и неисправные ирригационные сооружения на Хуанхэ, и спешно проведенная денежная реформа, в результате которой и так нищее население сначала обобрали до нитки, а потом отправили на принудительные работы по восстановлению Великого канала – главной артерии Китая, служащей для доставки продовольствия в северные провинции. Свой маленький, но ценный вклад внесли и религиозные организации, умело провоцируя крестьян, и в итоге после гражданской войны Чжу Юаньчжан перенес столицу в Нанкин и основал новую династию – Мин.
В Пекин, в Пекин!
Правивший тридцать лет император сумел восстановить страну и вполне прочно утвердиться на троне, но после его смерти без небольшой схватки за власть все равно не обошлось. Сына Чжу Юаньчжана обошел его внук, потерпевший поражение довольно быстро, и пришедший к власти Чжу Ди (известный также по девизу своего правления как Юн-лэ) перенес столицу назад в Пекин, отстроил Запретный город и основал некрополь, уже потом незатейливо названный Шисаньлин – «тринадцать гробниц» по числу императоров Поднебесной, похороненных здесь.
Все гробницы построены по одной схеме – длинная дорога ведет к погребальному кургану, проходя через многочисленные ворота и храмы. По сторонам расположены хозяйственные постройки, а сам император с женами и наложницами покоится под впечатляющей своими размерами рукотворной горой. Например, холм, построенный для императора Чжу Ди, в диаметре превышает триста метров, а его высота, изрядно уменьшенная шестью прошедшими веками, на сегодняшний день составляет порядка тридцати метров.
Культ поклонения предкам, воплощением которого стали гробницы китайских властителей, для современных китайцев оборачивается практически полным мораторием на исследование гробниц столь могущественных сограждан. На официальном уровне это объясняется невозможностью проведения исследований, недостатком нужного оборудования и прочими обтекаемыми словесными конструкциями, но на деле оказывается, что гробница Динлин, где в первой половине XVII века был похоронен император Чжу Ицзюнь (или, по девизу правления, Ваньли), оказывается почти уникальным местом.
Раскопки
Гробницу Динлин начали исследовать в 1956, причем назвали это тренировкой. Первоначально археологи были настроены заняться главным захоронением во всем погребальном комплексе, где покоится тот самый император Юн-лэ. Однако слишком большое уважение к деятельному и сильному императору помешало, и решено было начать с гробницы Ваньли, репутация которого была не столь блестяща – и коррупция, и отстраненность от государственных дел, и полная неспособность управлять страной в конце жизни.
Внутри были обнаружены останки самого императора, двух его жен, множество шелковых тканей, дерева, фарфора, драгоценностей. Все ценное изъяли, а остальное просто оставили лежать в ближайшем сарае. Естественно, что вскоре от редкостей прошлых веков мало что осталось – влажность сделала свое дело. Потом и вовсе стало не до раскопок, и главный археолог и активист проекта во время Культурной революции в конце 60-х годов прошлого века скончался в тюрьме. Бодрые и рьяные хунвейбины торжественно сожгли останки Ваньли и его императриц во славу победы пролетариата над его классовыми врагами и изрядно прошлись по всей обстановке недавно раскопанной гробницы. Лишь в конце 1970-х был наконец составлен археологический отчет, однако все планы по дальнейшему исследованию гробниц были заморожены. После гробницы Динлин китайское правительство не дало ни одного разрешения на вскрытие других захоронений.
Объяснения этому можно искать и в том самом культе предков – чтобы беспокоить самых могущественных из них, нужно иметь серьезный повод, и археологические изыскания явно не слишком убедительная причина. Но на официальном уровне подобных обоснований, естественно, не услышать.
Практическая информация
Сегодня для осмотра доступны только три гробницы: Динлин с современным входом под землю и пара других гробниц (Чанлин и Чжаолин), которые можно осмотреть только снаружи. Внутренние залы единственной раскопанной гробницы неожиданно напоминают переходы московского метро своим искусственным освещением и каменными стенами, внутри есть небольшая выставка, но представленные саркофаги и многие украшения – это всего лишь современные реплики. Поэтому взглянуть стоит на сами залы, светильники и каменный трон.
Больше интересного есть снаружи. От Великих Красных ворот на входе и вдоль всего некрополя идет Дорога духа, украшенная скульптурами, павильонами и статуями людей, причем возраст монументов превышает пять столетий. На территории также можно любоваться храмами для поминовения усопших, но все же хаос в многочисленных хозяйственных постройках и общая туристическая ангажированность сделали Шисаньлин не слишком аутентичным и интересным местом. Однако лишить его многовековой истории туристические толпы все же не в силах.
В зимнее время комплекс гробниц открыт с половины девятого утра до половины пятого вечера (некоторые части открыты чуть дольше), входной билет стоит около 30 юаней. Добраться можно на автобусах 314, 925 и 872, отправляющихся с центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине. Там же можно купить и организованный тур, где за 160 юаней, например, предлагают посмотреть Великую Китайскую стену в Бадалине и гробницы династии Мин за день.