Майский указ президента поставил перед правительством серьезную задачу: до 2024 года оно должно увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) до 25 млн единиц. Второй важный момент — необходимо в структуре ВРП увеличить долю МСБ с 20% до 40%.
До 2024 года правительству необходимо обеспечить существенный рост числа предпринимателей — до 25 млн субъектов, по данным федеральной налоговой службы по состоянию на середину II квартала 2018 года, в стране зарегистрировано всего 6,170 млн предпринимателей; а также повысить в структуре ВРП долю МСБ до 40%, на сегодня в среднем по стране она составляет всего 20%.
Исключением можно назвать Краснодарский край, где доля МСБ в ВРП составляет уже сегодня 33%.
Главное отличие региональной политики заключается в том, что два года назад правительство края отменило все невозвратные меры поддержки малого бизнеса, сейчас принимается решение, касающееся отмены невозвратной поддержки и в других сферах: промышленности и сельском хозяйстве. При этом объем поддержки не только не сократился, но и значительно вырос. Во многом за счет развития фонда микрофинансирования, который позволил обеспечить бизнес дешевыми и длинными деньгами.
«Дайте бизнесу деньги — дешевые и длинные, отойдите в сторону и посмотрите на результат. Сегодня наш фонд микрофинансирования второй по уровню капитализации в стране. Два года назад у него было 500 млн рублей, сегодня — уже 1 млрд. Бизнесу крайне необходимы подобные структуры, потому что ни одна коммерческая кредитная организация не выдает займы под 5–7% годовых», — рассказал в своем выступлении на ПМЭФ–2018 вице–губернатор Краснодарского края Василий Швец.
Поставленных президентом планок руководители края не боятся, заветные 40% они намерены даже перевыполнить, доведя к 2024 году долю МСБ в структуре ВРП до 50%, но при этом необходимо будет снижать долю торговли (сегодня она составляет порядка 65% от общего числа).
«Я ничего не имею против торговли. Мы научились качественно торговать за последние 20 лет, но сейчас необходимо переориентировать МСБ в область промышленности и сельского хозяйства. Это даст нам возможность общего роста и развития сферы торговли в том числе. Важно сегодня создать условия для появления предприятий, которые займутся производством конечного продукта, хотя бы для того, чтобы было чем торговать», — прокомментировал Василий Швец.
Краснодарский край, пожалуй, — показательный регион в плане развития сельского хозяйства и количества КФХ, которые научились успешно выращивать продукцию. В данный момент идет работа над появлением переработческих кооперативов. Именно объединение фермеров, по мнению правительства региона, позволит развить промышленный кластер.
«Когда мы предложили бизнесу объединиться в кооперативы для совместного выращивания продукции, он на это не пошел, так как терялось право личной собственности, возникало общедолевое. В переработке этот вопрос решается гораздо легче. Уже разработаны программы, по которым мы субсидируем до 90% затрат на приобретение линий переработки», — уточнил вице–губернатор Краснодарского края.
Небольшой, но рост
Оживление в МСБ отмечают и эксперты организации «Опора России»: так, по проведенным ими исследованиям, в I квартале 2018 года желание взять банковский кредит выразило 30% предпринимателей — для сравнения: в предыдущие периоды этот показатель не превышал 20%. Инве
стиционная активность бизнеса увеличилась в два раза по отношению к прошлому году и уже виден пусть небольшой — 1,5-2%, но все–таки рост.
«Люди верят в улучшение экономики, они хотят и готовы вкладывать средства в развитие своих предприятий, и задача правительства на данном этапе — найти возможность предоставить бизнесу дешевые деньги, которые он мог бы вложить в развитие. Только в этом случае начнутся инвестиции», — подчеркнул Александр Калинин, президент организации «Опора России».
По мнению эксперта, для повышения эффективности необходимо продолжать развитие темы льготного кредитования. Калинин отметил, что в существующих реалиях банки могут легко фондироваться в ЦБ, получать компенсацию 3% и выдавать кредит уже не под 6,5%, а под 3,5%.
«Если мы говорим о перезагрузке отношений в сфере МСБ, то минимум 20 млрд необходимо ежегодно направлять на компенсацию процентной ставки по кредитам (в данный момент уже выделено из бюджета порядка 1,6 млрд рублей). Это даст на выходе портфель около 2 трлн кредитов по ставке 6,5%, и это уже деньги. Сегодня портфель МСБ порядка 3 трлн, а если мы хотим удвоить количество МСБ в ближайшей перспективе, следуя математической логике, необходимо увеличить портфель минимум до 13 млрд», — комментирует президент организации «Опора России».
К упущениям Калинин отнес и работу венчурных фондов в России. Сейчас их насчитывается порядка 200, многие из них были созданы за счет бюджетных средств, но деятельность этих организаций не видна. При этом экономики лидирующих стран строились во многом за счет привлечения венчурных денег.
«Венчурные инвестиции — это большой проект, которым необходимо заниматься. Без них не будет развития. Если говорить о StartUp, то тут точно должны быть венчуры, а не государственные гранты. Банки однозначно не станут финансировать StartUp, у них другая логика, тут необходим либо инвестиционный банк, либо венчурный», — отметил Александр Калинин.
Температура по больнице
МСБ в России застрял на отметке 20%, на которой находится последние 15 лет. Даже глобальный взлет в рейтинге Duing Business с 720 на 35 место, не смог никак повлиять на улучшение бизнес–климата. Иностранные инвесторы по–прежнему не торопятся инвестировать средства в русские компании, равно как и отечественные бизнесмены. Специалисты бизнес–школы «Сколково» и инвестиционной группы UCPA разработали свой метод оценки бизнес–климата, проведя который, пришли к выводу, что бизнес–среде необходим ряд качественных изменений. Так, исполнительный директор UCPA Елена Сапожникова отметила, что наряду со снижением кредитной процентной ставки необходимо улучшить законодательство правоприменительной практики в части защиты прав миноритарных акционеров и повышения качества юридической судебной защиты.
«При принятии инвестиционных решений мы внимательно относимся к рискам, связанным с защитой прав миноритарных акционеров, особенно в ситуации отсутствия институциональной среды. В отсутствии внешней среды, позволяющей неконтролирующим акционерам защищать свои интересы исключительно за счет наращивания пакета до контрольного, создается некая тупиковая ситуация, когда инвестор вынужден полагаться исключительно на менеджмент существующей команды», — рассказала Елена Сапожникова.
По оценке, предложенной бизнес–школой «Сколково» и инвестиционной группой UCPA, Россия расположилась на 29 месте среди 30 ведущих экономик мира. По показателю уровня процентной ставки Россия набрала 67 пунктов из 100 (для сравнения: у Нидерландов этот показатель равен 98), а вот в части корпоративного управления лишь 14 из 100 возможных.
Анатолий Аксаков, председатель комитета по финансовому рынку, подчеркивает, что в доработке нуждается законодательство не только в сфере защиты миноритариев. По его словам, ключевую проблему в малом бизнесе создают административные барьеры. В данный момент уже в первом чтении принят законопроект, созданный совместно с Минэкономразвития, который должен будет регулировать сферу МСБ с помощью так называемого рискоориентированного надзора (с учетом рисков деятельности конкретного бизнеса).
«Я считаю, что принятие этого закона снимет очень многие вопросы, связанные с административными барьерами, прессингом, «кошмарингом» малого бизнеса. Сейчас необходимо четко выверить все требования и нормы, проверить их на здравый смысл, так как иногда они очень даже смешны. Например, даже на ПМЭФ звучало, что необходима норма, которая обязывала бы при работе с компьютером использовать подставку для ног.
Необходимо ослабить прессинг, увеличить ответственность тех, кто принимает решения о проверке и надзоре, в том числе и ответственность силовых структур», — отметил Анатолий Аксаков.
Но для достижения результатов, по мнению Юлии Алферовой, советника министра экономического развития, нужно консолидировать усилия государства и регионов, во многом в части трансферта предложенной бизнесом идеи до законопроекта. Необходима синхронизация государственной стратегии развития 2030 и региональных программ. Из существенных изменений, которые уже происходят и завершатся в ближайшее время, Алферова назвала смену оценки деятельности центров поддержки предпринимательства и центров экспортной поддержки, теперь эти структуры будут отчитываться не по абсолютным показателям, а с применением KPI. Также представитель Минэкономразвития видит необходимость создания единого понятного и удобного информационного источника, который бы помог предпринимателям получать всю необходимую информацию, а министерствам и ведомствам — получать обратную связь от бизнеса.
«Единый сервис должен синхронизировать информацию всех ведомств. Но их больше 1000, в данный момент мы оцифровываем данные и сводим их в единую структуру», — рассказала Алферова.
В этом году Минэкономразвития провело серию открытых встреч с предпринимателями, где обсуждались проблемы и предложения бизнес–среды в целом. По итогам дискуссий озвученные идеи были сведены в общую таблицу (всего их порядка 200) и размещены на сайте ведомства с возможностью комментирования. Сейчас идеи собирают отклики в регионах и в ближайшее время будут переданы в соответствующий департамент, чтобы стать нормативными документами.
Кстати: еще одно важное направление — это легализация самозанятых граждан, количество которых сегодня, по данным различных экспертных оценок, составляет порядка 30% от общего числа МСБ. Для того чтобы они вышли из тени, необходимо создать особые, привлекательные условия, которые позволят им оказывать услуги легально, получая при этом дополнительные социальные гарантии.
Евгения Гладущенко