Сейчас очень модно щеголять разнообразными сравнениями и метафорами. На самом деле, такой способ донесения до публики информации не всегда оправдан. Например, можно сравнить человечество, которое осуществляет научно-технический прогресс, со змейкой из игры «Snake II» в некогда популярном сотовом телефоне «Nokia 3310» (кстати, мне он до сих пор служит верой и правдой ;)) ).
Человечество, как и эта рептилия, сначала пробавляется кусочками, необходимыми для жизни, которые появляются то тут, то там; иногда попадаются бонусы (так сказать, «золотые» жилы, залежи месторождений, полезные ископаемые). Человечество в целом, как и конкретный игрок, может даже навостриться и собирать эти бонусы в оптимальное время – для того, чтобы те не исчезли. Однако, итог один: цивилизация (как и змейка в игре) в определённый момент становится слишком большой, съедает всё, что можно было съесть, точнее – всё пространство, и, в итоге, пожирает самое себя. Технократически ориентированной цивилизации двигаться больше некуда: нет НИ ОДНОГО свободного миллиметра для её развития.
Однако, эта схема из игры слишком примитивна в сравнении с нашей реальной жизнью: у нас ещё есть шансы целесообразно самоорганизоваться и не погибнуть раньше отпущенного нам Богом времени. Время задаём не только мы, но и Бог; не следует забывать и о Боге в каждом из нас, хотя проявления Его и не всегда очевидны. Современные общество и цивилизация устроены гораздо сложнее и разнообразнее, чем пространство со змеёй в маленьком экранчике телефона.
Не все метафоры бывают удачны, не все сравнения бьют в «десяточку», а пунктирная линия – это всего лишь возможность стать непрерывной и жирной длительностью, но не всегда реальность.
11 июня 2006
© Copyright: Максим Вячеславович Гуреев