Среди самых знаковых писателей Японии XX века, особняком, недостигаемым пиком стоит Юкио Мисима. Стоит в полном одиночестве и в гордом молчании. Почему это так?
Ну, дорогие читатели - только прошлое даст ответ! Вперёд в прошлое!
Я не буду скрупулёзно говорить о его произведениях, я считаю, важнее сказать о его идеалах и жизни.
Юкио Мисима (настоящее имя Хираока Кимитакэ), родился 14 января 1925 года в семье чиновника, с ранних лет увлекался литературой, японскими театрами "кабуки" и "но", историей своей страны. Именно рассказы о самураях и великая история Японии, побудили хилого с детства мальчика укреплять своё тело, занимаясь традиционными японскими боевыми искусствами. Однако вплотную делать из себя атлета, Юкио начал уже, только в зрелом возрасте, решив, что
Создать прекрасное произведение искусства и стать прекрасным самому – одно и то же.
Юкио Мисима об атлетизме.
Надо сказать что Мисима был эрудитом и очень талантливым, поистине творческим человеком, помимо основного ремесла - литературы, он занимался и музыкой и театром (дирижировал, писал пьесы), а также пробовал себя в роли сценариста и актёра. Во всём, чего качалась рука гения, он достигал немыслимых высот! Особенно примечателен его фильм "Патриотизм или Церемония Любви и Смерти", который явно является пророческим.
Этот фильм - репетиция собственной смерти Юкио Мисимы и о нём я расскажу в следующей статье! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Основным мотивом произведений Юкио Мисимы является глубокая ауторефлексия, то есть самоанализ, воплощение своих юношеских переживаний на бумаге. Сам Мисима в эссе "Солнце и сталь" определял жанр своих произведений, как "критическая исповедь".
Так же, как я говорил в прошлой статье, Юкио Мисиму очень волновала проблема утраты поэтического стиля "масурао бури", в целом, можно говорить о том, что все произведения Юкио Мисимы написаны в духе "масурао бури". В них прослеживаются открытые, сильные и чистые эмоции "вечного юноши".
В 60-е годы, когда Японию сотрясали студенческие восстания и праворадикальные настроения, в связи с тем, что народ осознал, что страна фактически становится безропотной демилитаризованной зоной и принимает позицию вечного союзника США, Юкио Мисима организует в 1968 военизированную студенческую организацию ультра-правого толка Татэ-но кай – «Общество щита» - по сути, это было полуполитическое, полувоенизированное формирование, у членов организации была своя форма, устав и идеалы.
Эта организация ставила своей целью возрождение славных традиций самураев, поддержку и способствование тому, чтобы армия Японии представляла собой полноценную боевую армию, а не только силы самообороны. Конечной целью являлся пересмотр мирной пацифистской конституции Японии.
Увлечение радикальной идеологией привело Юкио Мисиму к шагу, который навечно вписал его имя в историю, не только как писателя, но и как последнего самурая Японии.
«Человеческая жизнь не беспредельна, я же хочу жить вечно. Мисима Юкио»
Предсмертная записка Юкио Мисимы
В 11 утра 25 ноября 1970 г. Юкио Мисима закончил писать свой последний роман "Падение ангела", одевшись в форму общества щита и пристегнув на пояс катану 16 века, Юкио Мисима и несколько его близких друзей, отправились с официальным визитом в штаб Сил самообороны Японии в г. Итигая, движимые желанием совершить государственный переворот в стране они взяли в заложники генерала Кэнри Маситу - главу Восточного округа сил самообороны на токийской военной базе Итигая, под предлогом делового визита. Мисима был уважаем в обществе, как известный писатель, приверженец традиций, поэтому охрана на входе в штаб не потребовала у него снять самурайский меч. Забаррикадировав дверь, они разбросали из окна штаба листовки националистическо-патриотического содержания, а затем...
Ровно в 12.00 Мисима появился на балконе, на его голове была белая повязка с красным кругом восходящего солнца, на белых перчатках – пятна крови. Мисима обратился к солдатам со словами: «… Сегодня японцы думают только о деньгах… Где же наш национальный дух?.. Вы должны восстать, чтобы защитить Японию. Японские традиции! Историю! Культуру! Императора!.. Вы же солдаты. Почему вы защищаете конституцию, отрицающую само ваше существование? Почему вы не проснетесь?..»
Хронология, приводится по статье Ирины Ермаковой
Солдаты, построенные к тому времени на плацу, по требованию Мисимы освистали его, тогда он, поступил, как истинный самурай, а не как террорист и душегубец.
Он совершил сеппуку, будучи опозоренным, любой самурай на его месте поступил бы так же. Вслед за ним сеппуку совершили и его друзья.
Надо сказать, что интерес Мисимы к фатализму и смерти усиливался постепенно. Конечно смерть и самурайство стоит бок о бок, смерть не является для самурая объектом душевных мучений, но почему она занимала Мисиму так остро?
Дело в том, что одним из его любимых писателей был Ф.М. Достоевский, который, как раз затрагивал тему фатализма и получеловека в своих произведениях, напрашивается очевидная аналогия - Мисима всю жизнь задавался вопросом, как и Раскольников - "Тварь он дрожащая или право имеет?" .
Но, если фатализм и мучения Раскольникова корнями уходили в его эгоизм и тщеславие, то мучения Мисимы происходили из-за любви к своей стране!
Он много писал о роли смерти в мироздании, ее философии как последнего, завершающего штриха жизни. «К смерти надо привыкнуть, – размышляла героиня из новеллы "Смерть в середине лета", по нелепой случайности потерявшая сразу двоих детей. – Это уже не удар судьбы, а полезный урок; не конкретный факт, а абстрактная метафора…». В новелле "Патриотизм" Мисима скрупулезно описывает добровольный уход из жизни поручика императорской гвардии и его жены. Подробности методичного приготовления к смерти с непривычки воспринимаются как нечто отталкивающее, – автор гипнотизирует читателей демонстративной обыденностью происходящего, словно предлагает примерить эту ситуацию к себе и убедиться – ничего страшного.
Ирина Ермакова
Таков был Юкио Мисима, человек не своего времени! Пусть же его дух вечно пребудет в радости на Небесной равнине богини Аматерасу, БАНЗАЙ!