20 октября 1982 года в результате давки в под трибунных помещениях на БСА им В.И. Ленина погибли 66 человек (по официальным данным)
Последние минуты матча 1/16 Кубка УЕФА между московским "Спартаком" и голландским "Хаарлемом"
Спартаковец Сергей Швецов забивает второй гол в ворота гостей, а в это время на выходе со стадиона за считанные мгновенья гибнут десятки, а по некоторым оценкам сотни людей. Большинство из погибших совсем юные люди. Средний возраст погибших в этой трагедии составляет двадцать два года. А автор забитого гола произнес однажды в сердцах:
"Эх, лучше бы я не забивал тот гол! .."
Мне повезло
Автору этих строк было тогда 12 лет. Отлично помню, что очень хотел пойти на этот матч. Но, как я теперь понимаю, к счастью для меня, не получилось. Моя мама, всегда очень внимательно относившаяся в моим желаниям, в этот раз проявила твердость и не позволила мне оказаться на трибуне "Лужников". Возможно, в этот день 2 рубля 50 копеек, а именно столько стоил билет на игру Кубка УЕФА, оказались неподъемными для бюджета моей семьи. Может быть, материнское сердце подсказало, что нельзя отпускать сына на футбол, именно в этот злополучный день.
"Спартак" победил 2-0
За игрой я наблюдал по телевизору. Игра была блеклая, погода холодная, а о трагедии, разразившейся в "Лужниках" я узнал много-много позже. Хотя уже на следующий день по Москве поползли слухи о погибших на стадионе. В государственных СМИ информация о давке отсутствовала, а других СМИ в Советском Союзе в 1982 году не было.
Кто виноват?
После изучения огромного количества материалов, посвященных "драме в Лужниках" мне стало понятно, что основной причиной гибели людей стали действия сотрудников милиции, которые отвечали за безопасность при проведении футбольного матча и ряд роковых совпадений, из-за которых количество пострадавших достигло страшных размеров.
Перед матчем
В день проведения футбольного матча в Москве резко похолодало (до -10 градусов) и выпал обильный снег. Билетов на игру было продано не более 17 000, что составляло менее двадцати процентов от вместительности БСА имени В.И.Ленина, составлявшей на тот момент 102 000 зрителей. И администрация стадиона, под давлением милицейских властей, было принято решение разместить всех зрителей на одной трибуне "С".
"Запретить и не пущать"
Отношения между футбольными болельщиками и милицией в те годы были, мягко говоря, недружественными. Не пустить на стадион или вывести с трибуны болельщика могли за присутствие цветов любимой команды в одежде зрителя, за громкие хлопки или за слишком громкие выкрики в поддержку играющих на футбольном поле.
Столкновения милиции и болельщиков
Вот и в этот день, милицейские сотрудники с первых минут матча, начали вытаскивать из толпы зрителей наиболее активных болельщиков. И естественно встретили активный отпор со стороны поклонников Спартака. Снег с трибун был убран не очень качественно, в сторону "стражей порядка" полетело огромное количество снежков, сбивая форменные фуражки. На трибунах поднялся смех, и стихийно возникло соревнование "кто собьет фуражек больше". И милиция униженно отступила.
Коварство милиционеров
Как выяснилось позже, отступила, но решила задержать и наказать наиболее метких и активных метателей после окончания матча. Для этого за 15 минут до конца игры были заблокированы все выходы с трибуны кроме одного, который был открыт не полностью. За десять минут до трагедии болельщики массово направились к единственному выходу, который представлял собой узкую калитку в металлическом заборе перед обледеневшей лестницей.
Это была настоящая мясорубка
По воспоминанием выживших участников событий одновременно произошли две роковых случайности. На скользких ступенях лестничного марша подскользнулась и упала молодая девушка и те кто шел за ней затормозили движение, пытаясь дать ей возможность подняться на ноги. И одновременно, с трибун послышался восторженный рев болельщиков, приветствовавших второй гол московской команды в ворота соперника. И часть толпы развернулась и ринулась обратно на стадион - посмотреть повтор гола на табло стадиона и поприветствовать успех любимой команды. А милиционеры продолжали гнать болельщиков с трибуны. В результате образовалась ужасная давка., приведшая к гибели ни в чем ни повинных людей, детей практически.
Из воспоминаний выжившего участника трагедии:
Когда я увидел странно, неестественно как-то запрокинутое лицо парня со струйкой крови из носа и понял, что он без сознания, мне стало страшно,. Самые слабые погибали уже здесь, в коридоре. Их обмякшие тела продолжали двигаться к выходу вместе с живыми. Но на лестнице произошло самое страшное. Кто-то споткнулся и упал. Те, кто остановился, пытаясь помочь, были немедленно смяты потоком, повалены и растоптаны. О них продолжали спотыкаться другие, гора тел росла. Лестничные перила не выдержали.
Это была самая настоящая мясорубка. Жуткая, нереальная картина...
Вспоминает Амир Хуслютдинов, знаменитый Профессор, лидер фанатов "Спартака" в 80-е годы:
Сыграли свою роль и снежки. Люди, которые должны были следить за порядком на стадионе и соблюдать закон, здорово разозлились на нас из-за этого снежного обстрела. Были свидетельства, что болельщиков подталкивали к выходу. Плотным потоком болельщики двигались к воротам, напирая друг на друга. Один резкий толчок, другой, и вот уже кто-то, кто послабее, упал, о него споткнулся сзади идущий и тоже оказался под ногами... Но люди продолжали движение, затаптывая слабых. Инстинкт самосохранения — это такая штука, которая порой напрочь отключает совесть и сострадание. Люди, со всех сторон окруженные толпой, задыхались, теряли сознание, падали...
Страх и ужас
Уцелевшие зрители, возвращаясь с трибун могли видеть как трупы погибших складывают к подножью памятника В.И.Ленина перед БСА.
Наказание на произошедшее понес администратор трибуны "С" отсидевший в колонии полтора года.