Автор текста – Ксения Петренко.
В последнее время в нашем кино наблюдается тенденция, когда актёры всё чаще пробуют себя в режиссуре. Александр Горчилин известен российскому зрителю, в первую очередь, как актёр. Он начал свою карьеру с популярных сериалов («Папины дочки», «Атлантида»), а затем всё чаще стал появляться в авторском и независимом кино («Да и да» Германики, «Ученик» и «Лето» Серебренникова, «Зоология» Твердовского-младшего). На протяжении долгого времени Горчилин также остаётся артистом «Гоголь-Центра», вместе с командой которого он реализовал свой полнометражный режиссёрский дебют – «Кислота». До этого Горчилин снял два небольших документальных фильма «Кому на Руси жить хорошо» и «Русские сказки», но они прошли не так заметно, как его полнометражная работа, которая сразу же удостоилась приза «Кинотавра» за лучший дебют.
«Кислоту» сложно назвать полноценным «портретом поколения», скорее это попытка набросать несколько основополагающих штрихов в этом портрете. Перед нами разворачивается история двух молодых ребят Саши и Пети: они оба росли без отцов, у них сложные отношения с матерями, с которыми они стараются контактировать как можно меньше, а свободное время, которого у них предостаточно, они проводят в своё удовольствие.
Чёткую драматургическую линию нащупать трудно, так как она растворена в калейдоскопе разнообразных событий, призванных раскрыть образы персонажей с разных сторон. Режиссёр рисует поколение двадцатилетних, как поколение детей, которым «нечего предложить миру, кроме зарядки от айфона», как потом скажет один из героев фильма. Странно называть его «потерянным», но в фильме оно предстаёт именно подобным образом. Герои ведут себя как подростки, которые уверены, что у них ещё всё впереди, а пока свобода и «ветер в голове», и не нужно думать по поводу целей в жизни и заработке денег. Мотивация их поступков руководствуется по-детски наивным вопросом: «А что будет?», поэтому иногда их действия логически сложно объяснить.
В итоге, герои блуждают по миру, словно слепые котята, не зная элементарных вещей, например того, что если сделать глоток кислоты, то получишь сильный ожог. Однако же, персонажи всеми силами пытаются доказать, что они взрослые, но вся эта «взрослость» сводится к типичному подростковому бунту – скандалам с родителями, побегу из дома, дракам, крикам и уходу «во все тяжкие». Режиссёр ищет причину этой потерянности в воспитании. В семье Саши и Пети отсутствуют человеческие отношения, родители равнодушны к детям, дети – к родителям. Саша ругает мать за то, что она воспитала его неправильно, слишком «по-женски», из-за чего он вырос слабым и уязвимым. Петя предпочитает и вовсе не видеться с семьей, периодически ночуя у друзей и знакомых.
Несмотря на то, что в картине нет прямых сравнений старшего и младшего поколений, они невольно рождаются в сознании зрителя. «В двадцать лет наши родители уже рожали детей и были взрослыми, мы же в двадцать лет ведём себя как несмышлёные дети», – будто бы говорит нам фильм. Действительно, проблема героев в том, что их родители повзрослели очень рано, а они сами – слишком поздно. Постепенно в жизни Саши и Пети начинают происходить события, которые заставляют их переосмыслить своё существование и выйти из этого юношеского состояния. Но данный переход даётся тяжело, так как герои привыкли ни о чём не думать, жить комфортно и благоустроено, а суровая реальность обжигает, словно кислота, открывая перед ними совершенно новый, далеко не всегда дивный взрослый мир.