Найти тему
Гонзописец

Как я стал инвестором. История 4 - Третий кофе-бар

Я, Олег Таран - со-основатель и первый инвестор сети кофеен Ok, Hub. За 4 с небольшим года, мы с партнёром - Никитой Сторожуком, открыли 16 объектов из которых 5 осталось "на плаву". Как это происходило, какие ошибки мы совершали, какие выводы делали, я расскажу в серии историй. Сегодня история номер четыре.

…Но давайте вернёмся в сентябрь 2014 года, когда мы ещё не знали, что нас ожидает по Звёздному. Никита сообщил, что нашёл ещё одно место под кофе-бар!

А дело было так.

Вокруг кофе-бара ТЦ “Галерея” стало формироваться сообщество любителей кофе с собой. Кого-то можно было встретить каждый день у бара, кого-то по несколько раз в день…

Пить кофе у нас было круто: — вкусно, а главное модно. И никого не смущала цена — наше главное опасение. Приходили, покупали, пили с удовольствием, с удовольствием размещали фотографии очередного кофейного шедевра в личный Инстаграм.

Ольга, директор школы английского языка SkillSet, была одним из частых гостей кофе-бара. Её можно было встретить покупающей кофе утром, после обеда и даже вечером. И в один прекрасный день, устав спускаться с четвёртого этажа на первый, что было на самом деле не просто, потому что разные подъезды и даже разные торцы одного и того же здания, она не выдержала и пришла к Никите с предложением разместить мини кофе-бар прямо в своей школе.

К сожалению, фотографий школы у нас не осталось. Картинка взята из интернета. Примерно так всё и выглядело. Никита пришёл ко мне в офис с предложением потестить. Обосновав это тем, что в школе обучаются двести студентов, в основном вечером, после работы. Потенциальные гости работают, зарабатывают деньги, оплачивают дорогостоящие курсы и есть все основания полагать, что деньги и желание на кофе найдутся.

Мы прикинули, что если из двухсот хотя бы пятьдесят будут постоянными, то дело годное. Экономика будет биться, при условии, что аренда будет “условная”, то есть ниже рынка. Мы приносим в школу кофейное удовольствие, школа за это «больших» денег не берёт. Решили пробовать.

- Никита, сказал я, — поскольку ни ты ни я не знаем чем закончится этот эксперимент, — давай соответствовать принципам построения стартапов!
- Что вы имеете ввиду? — уточнил Никита.
- То, что нашими принципами будут: скорость, фокус, результат. — Если заходить в школу, то с прототипом бара.
- Это как?
- По максимуму задействуем ресурсы школы. Отправляйся туда и выясни, что там есть сейчас. Используя эту информацию, поймём как двигаться дальше.

Вскоре мы узнали, что сейчас в школе есть чайный уголок. Он представлял из себя четыре или пять квадратных метров между ресепшн и классами. В нём уже была стойка, на стене висела мелованная доска.

- Отлично, — сказал я. — Будем использовать то, что уже есть. Нам нужно до заказать стойку под кофемашину и кофемолку. Это максимум, что мы инвестируем. Товар перекинем с точки и будем наблюдать. Если гипотеза подтвердится и точка будет генерить пятьдесят и более чеков день, то её оставим, если нет — закроем. Потери при этом будут минимальные.
- Принимается, — ответил Никита.

Я договорился со школой о месяце работы без оплаты аренды. Организация точки, поиск и обучение бариста было делом Никиты. Как раз в это время, после первого фейла со Звёздным, мы пришли к выводу, что следует больше времени отдавать команде, командной работе.

К нам присоединился Антон Смородин. Его знания, опыт и навыки работы в Трэвэлерс Кофе нам очень пригодились. Антон, в должности первого шеф-бариста нашей сети, с упоением и свойственной ему страстью к кофе, набросился на подготовку новых бариста. В это время мы привлекали консультантов по командной работе. Проводили тренинги и обучения. Делали прототип системы обучения в будущей школе бариста и учебного центра.

Проходит тренинг по командной работе. В только что снятом мною офисе, где пока нет ни столов и стульев. Стулья я привёз дачные из своего дома. В этом офисе через несколько дней начнёт работу новый проект «Стартап мастерская»

После тренинга по командной работе
Всё это было параллельно. А тем временем подрядчик уже закончил изготовление стойки. Изготовлена она была в красно белых цветах, под цвета школы. Вписалась в интерьер и чайный, но теперь уже кофейный уголок, самым замечательным образом.

Та самая стойка. Тот самый бар.
В день открытия, по акции “плати за кофе сколько хочешь”, пришло очень много гостей. Была даже очередь. Насколько я помню, то многие гости вместо того, чтобы покупать кофе в ТЦ “Галерея”, специально приходили за кофе в школу, чтобы получить напитки почти даром. Но это в день открытия. После им не было никакого смысла подниматься на четвертый этаж за кофе, когда есть кофе-бар на первом этаже.

А дальше, случилось то, что случилось. Наша гипотеза не подтвердилась. Ученики школы вечером не хотели пить кофе. Они пили воду. А после занятий, как можно скорее уходили по домам. Поздно. Не время для кофе.

Итак,

Стартовые инвестиции в объект “`SkillSet” — 52,133 тысяч рублей.
Инвестиционная фаза — 1 месяц.
Период возврата стартовых инвестиций — списано на убытки.

Через пару недель мы приняли решение закрыть точку в конце месяца. Даже до первого месяца оплаты аренды не стали ждать, ибо всё стало понятно.

Выводы:

- При анализе целевой аудитории, в расчет брать не только кол-во, но и качество, модель поведения гостя в условиях объекта.
- Не плодить каннибалов. Чтобы точки не объедали доходы друг у друга. Это не здоровая конкуренция. Не тот случай.
- продолжить тестирование с минимальными вложениями. В случае фиаско, минимальные вложения — минимальные списания на убытки. В случае успеха, можно точку до инвестировать.

Итак, точку мы закрыли. Каждый из нас принял в этом участие. Закатали рукава и поработали в качестве грузчиков. Вынесли оборудование, стойку, товар. Оборудование вернулось поставщику кофе. Товар распределили по действующим двум точкам. Стойку отвезли мне в гараж.

Не прошло и нескольких дней, как Никита пришёл с предложением подумать над размещение точки на железнодорожном вокзале.

И об этом в следующей истории…

PS - Другие проекты:

Онлайн-курс "Финансы для начинающего предпринимателя"

Онлайн мастер-класс "Как за месяц создать прибыльный бизнес на мероприятиях?"