Найти тему
Читай-город

12 интересных фактов о жизни и творчестве Владимира Сорокина

Лауреат премии «Большая книга», «НОС», премии Андрея Белого, номинант Международной Букеровской премии, прославленный концептуалист от литературы Владимир Сорокин 7 августа отмечает день рождения. По такому случаю вспоминаем интересные факты о его жизни и творчестве и перечитываем нашумевшие произведения.

1. Владимир Сорокин родился в Подмосковье, в поселке Быково.

2. Инженер-механик по образованию, он окончил Институт нефтяной и газовой промышленности имени Губкина.

3. В студенчестве начал писать картины, заниматься оформлением книг и концептуальным искусством.

4. Проиллюстрировал около 50 книг.

5. Его первая книга – роман «Очередь» был опубликован в парижском издательстве и переведен на несколько европейских языков. Этот роман вошел в шорт-лист Международной Букеровской премии.

6. Помимо литературы Владимир Сорокин занимается кинопроектами, живописью и музыкой. По его сценариям сняты фильмы «Москва», «4», «Копейка» и другие.

7. В 2005 году в Большом театре была представлена премьера оперы «Дети Розенталя», либретто к которой написал Владимир Сорокин.

8. В прошлом году в Таллине состоялась персональная выставка портретов художника Владимира Сорокина.

9. Книги российского писателя читают на 27 языках.

10. В числе наград Владимира Сорокина: премия «Народный Букер» и премия «Либерти», Международная премия Горького и премия Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой», премия Министерства культуры Германии и премия «Новая словесность», включая приз читательских симпатий.

11. Выставка «Теллурия», созданная Владимиром Сорокиным и живописцем Женей Шефом, стала частью Венецианской биеннале в 2015 году.

12. В 2016 году в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «День опричника» в постановке Марка Захарова.

Первый субботник
Первый субботник
– Иван Тимофеевич, вы вот геолог опытный, двадцать пять лет в партиях. Уж вы-то, наверное, знаете, что делать.
– Наверное, поэтому и молчите, – улыбнулся Соловьев.

В ранних рассказах Владимира Сорокина, написанных в 1979–1984 гг., легко разглядеть начало мощного стилистического эксперимента, по сути целого литературного направления, главным и ярчайшим представителем которого до сих пор остается тот, кто его задал. Название «Первый субботник» – подходящая метафора для того, как молодой автор обошелся с дряхлевшим вместе со страной клишированным официальным языком. Герои каждого из рассказов сборника обречены: если вначале они успешно мимикрируют под живых людей, к концу их ждет полное разложение – они превращаются в разрозненные визуальные и речевые атрибуты или просто в кучку гнилой плоти.

Очередь
Очередь
Какой-то философ, кажется Платон, сказал, что недооценивать свою красоту еще xуже, чем переоценивать ее.

Первая опубликованная книга Владимира Сорокина увидела свет в 1985 году. В ней, как и в ранних рассказах автора, отчетливо видны черты грядущего эксперимента над русской прозой, в ходе которого традиционные жанры, сюжеты и персонажи подвергнутся радикальной трансформации. В романе, полностью состоящем из прямой речи, очередь – метафора человеческой жизни вообще. Деликатно, не докучая назиданиями – напротив, развлекая приключениями героев, – «Очередь» учит, что для достижения цели почти всегда нужны иные усилия, чем те, что мы прикладываем, да и цель мы никогда не видим ясно. Бесконечный разговор едва знакомых между собой людей неслучайно назван романом: каждая реплика, как в большом прозаическом нарративе, добавляет штрих к портрету эпохи и в то же время повисает в воздухе, принадлежит всем – и никому.

Ледяная трилогия: Путь Бро. Лед. 23 000
Ледяная трилогия: Путь Бро. Лед. 23 000
Но наши чувства были столь высоки, что самосохранение было частью их. Мы берегли себя. И наши сердца.

Три шокирующих романа от одного из главных возмутителей спокойствия в русской литературе – в одной книге. История о космической субстанции, попавшей на Землю вместе с метеоритом, и о людях, этой субстанцией пробужденных, получилась по-сорокински глубокой, гротескной и полной аллюзий. Здесь и тайный орден сверхлюдей, считающих всех остальных «мясными машинами», и столкновение элитаризма с обществом потребления, и политическая сатира. Высокое соседствует с низким, сакральное с плотским, а границы доступного, как и понятие нормы, максимально размыты. Ну и, конечно, традиционные знаки отличия сорокинской прозы: великолепный стиль, яркие диалоги, захватывающий и совершенно непредсказуемый сюжет, объединяющий все три романа.

Моноклон
Моноклон
– Вов, тут у меня под окнами такое творится! Тридцать тысяч космонавтов!
Говоря по телефону, он высунулся в окно.
– А? Что? Это не бред, дорогой мой, а кра-со-та!

Бывший старший лейтенант госбезопасности Виктор Николаевич, высунувшись из окна, наблюдает за радостной толпой на Ленинском проспекте, скандирующей праздничные лозунги в честь Дня Космонавтики, а пять минут спустя отдает кровавый долг прошлому. Разведенная, одинокая Тамара Семеновна, увидев во сне Шестикрылого Сарафония, проснувшись, переживает по-настоящему кафкианскую трансформацию. Десятилетняя девочка Даша субботним июньским днем видит в белесом глазу лошади Красное Горло. В сборник короткой прозы Владимира Сорокина «Моноклон» вошли двенадцать рассказов, то эпатажных и шокирующих, то неожиданно трогательных и лиричных, но всегда по-настоящему глубоких и заставляющих задуматься.

Теллурия
Теллурия
Одна у меня радость в жизни есть – чужая любовь. Ежели человеку своей не дано – он чужою питается. Или Божьей.

Этот роман – взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового средневековья, населенном псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее – поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству пресвитера Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к Республике Теллурии, к ее залежам волшебного металла, который приносит счастье.

День опричника
День опричника
Хорошо, когда снег! Он срам земной прикрывает. И душа чище от него делается.

Пустить красного петуха и поймать золотую рыбку – лишь малая толика того, что должен совершить за день опричник, надежда и опора государства российского. Слово и дело – его девиз, верность начальству – его принцип, двоемыслие – его мораль, насилие – его инструмент. Повесть Владимира Сорокина «День опричника» – это и балаганное действо, способное рассмешить до колик, и неутешительное предсказание. Опричник отлично себя чувствует в сорокинской Москве недалекого будущего – потому что он незаменим.

Тридцатая любовь Марины
Тридцатая любовь Марины
Это было ужасно и очень хорошо.

Роман Владимира Сорокина «Тридцатая любовь Марины» был впервые опубликован в 1995 году, хотя написан на десять лет раньше. Главная героиня романа – тридцатилетняя Марина Алексеева, типичная представительница богемы 80-х, недовольная режимом диссидентка, несостоявшаяся пианистка, преподающая музыку в Доме культуры одного из московских заводов. Сорокин начинает повествование с описания прошлого Марины, в том числе – с описания её многочисленных любовных похождений. Несмотря на огромное количество партнеров, как мужчин, так и женщин, Марина несчастна в любви и безуспешно пытается найти свое место в этом мире. Внезапно на ее горизонте появляется секретарь заводского парткома Сергей Румянцев, роман с которым приводит к неожиданной метаморфозе и круто меняет её жизнь.

Голубое сало
Голубое сало
Как только человек перестает расти, он начинает гнить.

Клоны великих писателей корчатся в мучительном скрипт-процессе, Большой театр до потолка залит нечистотами, Сталин и Хрущев – любовники, история ХХ века вывернута наизнанку. В самом провокационном романе Владимира Сорокина, закрепившем за ним титул классика постмодернизма, низвергнуты все кумиры. Впрочем, одна святыня остается непопранной: разрушая привычные представления о норме и переворачивая все с ног на голову, Сорокин и здесь провозглашает сакральный статус литературы.

Сахарный Кремль
Сахарный Кремль
У москвичей сердца ледяные. Их слезами не растопить.

Сахарный, белый Кремль – сердце России 2020-х, пережившей Красную, Серую и Белую смуты, закрывшейся от внешнего мира и погруженной в сон. Этим сердцем понемножку владеют все, ведь и у скотницы, и у зэка, и у лилипута есть хотя бы осколок его рафинадной копии, но на самом деле оно никому не принадлежит. Пятнадцать новелл из сборника «Сахарный Кремль», написанных как будто совсем по-разному и о разном, складываются в картину призрачной, обреченной реальности, размокающей, как сахарная башенка в чае. Впервые сборник рассказов «Сахарный Кремль» вышел в 2008 году. Вместе с повестью «День опричника» был номинирован на премию «Большая книга»; в 2009 году получил приз зрительских симпатий премии «НОС».

Метель
Метель
Какое чудо – жизнь! – думал он, вглядываясь в метель так, словно видя ее впервые. – Создатель подарил нам все это, подарил совершенно бескорыстно, подарил для того, чтобы мы жили.

Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда взялись в снегу среди полей и лесов хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей? Повесть Владимира Сорокина не только об этом. Поэтичная, краткая и изысканная «Метель» стоит особняком среди книг автора. Подобно знаменитым произведениям русской классики о путешествии по родным просторам, эта маленькая повесть рисует большую картину русской жизни и ставит философские вопросы, на которые не дает ответа.

Лучшие романы (комплект из 4 книг)
Лучшие романы (комплект из 4 книг)
Хоть ты мне и нравишься, я думаю, придётся расстрелять тебя.

Эту книгу открывает роман «Норма», в котором каждый ежедневно получает от государства небольшой дурно пахнущий брикетик. Его необходимо съесть во что бы то ни стало, как бы не было противно. Это гражданский долг. Свою норму должен выполнить каждый. «Сердца четырех» рассказывают о четверых главных героях – подростке, молодой женщине, мужчине средних лет и старике. Герои сосредоточены на выполнении некой миссии – противостоять всемогущей структуре. На пути к этой цели героев ждет немало испытаний. «Моноклон» представляет новое время, новых героев. Чиновник, мент, злобный ветеран – вокруг этих персонажей строятся сюжеты ключевых новелл. «Пир» – книга о еде, о литературе, о непознаваемом, страшном, о том, о чем не приятно думать, а тем более говорить. На выбор читателя представлены и русский роман, и авангард, и советская проза, и... даже подражание самому себе.