Найти тему
БИЗНЕС Online

«Мне очень не хочется третьего за сто лет распада страны»

В интервью «БИЗНЕС Online» директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал, почему идея сесть России на шею распространена в арабском мире, можно ли считать Эрдогана «турецким Сталиным», а Иран — нашим союзником и какими катастрофами для РФ могут обернуться 2030-е годы.

«ЛЮБОЕ РУКОВОДСТВО ТУРЦИИ ПОСЛЕ ЭРДОГАНА БУДЕТ АНТИРОССИЙСКИМ»

— Но вот, скажем, отношения Путина и «турецкого султана» Эрдогана довольно прагматичные. В них сложно прочесть какие-то идеологические коды.

— Они прагматичные со стороны Владимира Владимировича. И очень не прагматичные зачастую со стороны Эрдогана. Поскольку Реджеп Эрдоган — человек, свято верящий в свою миссию по возрождению Оттоманской Порты и во влияние Турции как агабейлика, «старшего брата» на всем пространстве, где когда-то ступала нога тюрка, от Якутии до Гагаузии. Турецкий президент — человек очень имперский и очень алогичный. Ему, конечно, удалось переформатировать Турцию Ататюрка, и сегодня это Турция Эрдогана, то есть совершенно другая страна. Но тут вопрос. Потому что влияние турок на территорию России для Реджепа Эрдогана очень важно, и влияние это далеко не только экономическое. По целому ряду регионов РФ оно очень заметно, и избавиться от него командами из центра невозможно. Попытки после сбитого российского самолета Су-24 (в ноябре 2015 годаприм. ред.) были и вызвали глухое, но упорное сопротивление местных элит. Для которых, если у них основным является турецкий инвестор, ничего с этим не сделаешь. Заместить — и то не сможешь, потому что слишком много родственников этих элит в Турции живут, имеют там бизнес либо просто вывезли туда деньги.

А вот что будет после Эрдогана, интересно. Потому что уже сегодня видно, что любое постэрдогановское руководство Турции будет антироссийским. Эрдоган просто борется против всех на свете — со своей проамериканской военной элитой, со своими проамериканскими и проевропейскими бизнесменами, с исламистами вроде Фетхуллаха Гюлена, который живет в США. И в этом качестве он вынужден прислушиваться к своей основной опоре — бизнесменам  Анатолии, которые консервативны и для которых важна цена на газ и чтобы турецкие строительные фирмы работали в РФ. Но не более чем. Сам по себе Эрдоган — сосед достаточно опасный и непредсказуемый. Я не думаю, что о нем можно говорить как о прагматике. Путин — безусловный прагматик, поэтому он все эти «закидоны» терпит и мягко сводит общение к тому, что для России полезно. Но за это спасибо Владимиру Владимировичу, а не Реджепу Эрдогану.

Влияние же Турции  в России, может быть, стало не таким заметным, но оно осталось. Я бы не сказал, что у нас соответствующие джамааты исчезли. Более того, у нас продолжается соревнование Катара, саудовцев и Турции по поводу влияния на российских мусульман. В целом ряде регионов РФ, используя ошибки друг друга, они укрепляются. Я с печалью наблюдаю ситуацию с влиянием Катара в Ингушетии (только в начале этого года Юнус-Бек Евкуров ездил с  визитом в Катарприм. ред.). Да и в Дагестане я бы не сказал, что саудовское влияние снизилось. Хотя саудовцы занимаются больше не нами, как это было в первую и вторую чеченскую войны, а больше Сирией и Ираком и, к счастью, завязли в Йемене. И основные их деньги идут уже не на нашу территорию, а на Ближний Восток. В этом смысле нам повезло. Но я всегда осторожен насчет контактов российских мусульман с зарубежными, чтобы избежать влияния в РФ заезжих эмиссаров, в том числе через их местные кадры. У нас пока что нет своих, местных кадров, и все попытки их сформировать приводят к тому, что их пытаются оседлать радикалы из стран Ближнего Востока. И египетский университет Аль-Азхар нам в этом точно не помощник. Я довольно много в свое время наблюдал за выходцами из сирийских и египетских университетов. К примеру, в аль-каидовские учебные заведения в Йемене в свое время вербовали ребят из Башкортостана — они уезжали вроде бы учиться, а потом вдруг оказывалось, что они уже участвуют в боях с хоуситами. Уже упомянутый мною телеканал «Рен-ТВ» практически с поля боя вел репортажи, доказывая, какие они героические молодые люди. Видимо, журналисты, которые это делали, совсем ни в чем и ничего не понимали.

«Братья-мусульмане» у нас, к счастью, остаются в запрещенном списке прокуратуры, но их лобби, когда Мухаммед Мурси был президентом Египта, почти добилось, чтобы их исключили из этого списка. Вещи в российских политических кругах творились вообще удивительные. Лобби «Братьев-мусульман» действовало и в Госдуме, и в МИДе, и в академических структурах.

— Нет ничего удивительного в том, что исламская повестка в России очень актуальна. По официальным подсчетам, у нас около 20 миллионов мусульман...

— Нет, это очевидная ошибка: 20 миллионов — это люди, которые относятся к этносам, традиционно исповедующим ислам. Согласитесь, это огромная разница по сравнению с фразой «у нас 20 миллионов мусульман». У нас нет 20 миллионов мусульман, у нас нет, условно, 100 миллионов православных, но у нас есть люди, относящиеся к этническим группам, базовой религией которых были или есть ислам или православие. Конечно, процент де факто практикующих религиозные обряды и действительно верующих в исламе выше, чем во всех остальных этноконфессиональных группах нашей страны. Допустим, 15–20 процентов. Это достаточно много, но не более чем.

— Вы сказали об отсутствии «своих» управленческих кадров в российской мусульманской среде. Но разве муфтии Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин и прочие недостаточно влиятельны, чтобы контролировать ситуацию в умме? Или это просто парадный фасад?

— Религиозный фон — он и есть фон. Равно как и в православии. Иначе бы на Чукотке не было епископа Диомида (выступил с резкой критикой руководства РПЦ в 2007 годуприм. ред.), не было бы такого количества протестантских групп, которые весьма скептически настроены к соседям по вере Христовой. Исламская умма, безусловно, расколота на столько частей, насколько вообще можно ее расколоть. И в собственном ближневосточном регионе, и за его пределами. Вряд ли кто-нибудь здесь чем-то управляет вообще. Это просто невозможно, а в исламе невозможно тем более. Жесткой вертикали власти здесь нет, кроме, пожалуй, института аятолл в Иране. Но у них и система принципиально другая.

Следует понимать, что религиозный фактор в его отношениях с государством раздут гораздо более, чем на деле. Поток людей, идущих в исламский мир, чтобы повоевать, делает это в основном, за деньги. Очень немногие идут в террористические и радикальные организации на разные фронты, исходя из своих убеждений. Большинство — наемники. Либо те, кто ушли от местных властей, поссорившись с ними из-за передела собственности или в ходе борьбы элит. Они уходят в лес или в горы — просто потому, что местные элиты глубоко коррумпированы и совершенно не справляются с ситуацией. Мы видим это сегодня по Дагестану, с которым Владимиру Васильеву приходится работать достаточно в жестком режиме, выкашивая поляну, на которой набезобразничало прежнее руководство. Я помню, как милейший человек, сенатор от Дагестана в свое время жестко возражал мне в Совете Федерации на доводы о том, что у них сложилась такая большая салафитская умма (а у них, я думаю, половина религиозных точек — это просаудовские салафиты). А потом случилось то, что случилось. Это объективная реальность. Ждать от людей того, что они не могут, — напрасно.

-2

В любом случае — война в Чечне погашена? Погашена. Остатки каких-то радикальных исламистских группировок в той же Чечне иногда пытаются проводить теракты. Иногда эти теракты направлены на местных христиан, как было недавно, иногда — на местную власть. Но захватить власть в республике они не могут. Другая тревожная ситуация: часто в коридорах власти можно видеть ребят с российскими паспортами, с русским языком, получивших хорошее по нашим меркам исламское образование — они приходят в администрации, входя в местные властные структуры. Их, как правило, приветствуют с распростертыми объятиями, потому что они заявляют: «Мы ведь с вами на одном русском языке говорим! Давайте мы решим все проблемы с исламом в пользу государства, потому что мы патриоты. Да мы еще и денег принесем, а за свои средства все сделаем». Очень часто власти на это ведутся. Результат — появление в РФ ячеек, не настроенных на строительство российского государства и уж тем более на подчинение центральной власти в Москве, которая для них сплошная джахилия (язычество, первобытное невежество до принятия исламаприм. ред.). Но они ведь не будут ничего говорить о джахилии местному губернатору.

«МЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕМСЯ ТЕРРИТОРИЕЙ, КОТОРАЯ В СЛУЧАЕ ЧЕГО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ МИРОВОМУ ИСТЕБЛИШМЕНТУ»

— Татарстан не является в этом смысле проблемной зоной? После того, как с республикой не продлили договор и продавили через Госдуму «закон о родных языках», здесь заметны брожения среди татарстанских националистов и интеллектуалов.

— Понятно, что при Минтимере Шариповиче Шаймиеве, человеке гибком и мудром, понявшем в свое время, что страна рассыпается, в Татарстане шли определенные процессы. Те, кто хочет, помнит, что еще пару десятков лет назад, перед приходом Путина на пост президента, вопрос был не в том, рассыплется РФ или не рассыплется — это даже не обсуждалось, — а на сколько конкретных кусков, 8 или 10, и как они потом между собою будут жить. Сколько у нас будет разных Россий? И уже все оформлялось территориально: уже была Уральская республика Эдуарда Росселя (сколько бы потом ни уверяли, что уральский франк выпустили «просто так, для себя»). Татарстан с его нефтью и промышленностью, безусловно, был одной из этих частей.

— Мог возникнуть и целый поволжский халифат?

— Халифат или нет, но Михаил Сергеевич Горбачев заложил огромную мину под РСФСР, сделав попытку приравнять автономные республики к союзным, прекрасно понимая, что бóльшую часть России составляли национальные и автономные республики, от Мордовии до Якутии. Но Горбачев хотел оставить Ельцину ужасно дырявый «плед» — поди потом сшей его обратно из лоскутков. «Спасибо», конечно, за это Михаилу Сергеевичу, как и за все остальное — большое и очень искреннее. Тем не менее страна не развалилась. Потом Борис Николаевич экспериментировал со своими реформами — «берите суверенитета, сколько сможете», — в рамках удержания себя во власти. И тема была простая: когда Ельцин покидает пост президента, все жмут друг другу руки и расходятся в разные стороны. А потом тема поменялась, но поменялась достаточно случайно. Это был такой исторический поворот, который никто не смог бы предположить. Но память о самой возможности «разойтись в разные стороны» осталась. А вдруг Путин перестанет быть президентом, ведь вечных никого нет. Почему ситуация не может повториться? Сильный-то правитель никогда за себя сильного «на царстве» не оставляет.

-3

Владимир Путин, как известно, стал во главе страны случайно. Он просто очень тихий был, амбиций не высказывал. Того, что он будет очень сильным руководителем страны, а сегодня — политическим патриархом планетарного масштаба (а это действительно так: вспомните, сколько европейских и американских начальников сменилось, пока он наращивал опыт), никто не мог предположить. А вот то, что страна пойдет тем же гибельным путем, что и Союз, было предсказуемо. Вдруг в 2030-е годы все вернется на круги своя? Даже если Путин выберет себе роль Дэн Сяопина и поставит в 2024 году преемника. Но в 30-е-то он уйдет? Скорее всего, уйдет. Потому что вечных не бывает. Даже самый жесткий правитель — вспомним Ли Куан Ю в Сингапуре — не мог контролировать страну в возрасте 80–90 лет. Мы это видим на десятках примеров.

И вот тут может случиться разное. Это ведь хорошо для регионалов, когда над тобой начальника в Москве нет. Не пристает никто, можно деньги свои напечатать, можно огромным количеством разных способов поделить все, что есть на твоей территории, и стать очень богатым и влиятельным. А ведь на местах все есть: у кого алмазы, у кого лес, у кого нефть и газ, у кого выгодный транзит или крупные порты. Это реально, и эту реальность учитывают все — в Вашингтоне, в Брюсселе — в той степени, в которой в Брюсселе вообще способны учитывать что-то. ЕС сам сейчас на лоскутное одеяло рассыпается. Но почему бы нет? Отгрызть кусочек у соседа — это вообще святое. Мы это видели по Хельсинскому соглашению о нерушимости границ в Европе образца 1975 года. Оно умерло меньше, чем через полтора десятка лет после того, как было принято. Где та Югославия, где ГДР и ФРГ, где Советский Союз? Да нигде.

Но мы по-прежнему продолжаем оставаться территорией, которая в случае чего может пригодиться мировому истеблишменту. Так что Татарстан здесь просто существует в объективной реальности. Говорить о том, что нет других субъектов РФ, которые хотели бы идти тем же путем, — невозможно.

Что касается языка, здесь все понятно. Там, где местное руководство ориентировано на развитие своего языка в ущерб русскому... Что ему можно сказать? Экономические процессы, карьерный рост детей, заставляющий учить русский и английский языки, — куда от этого деться? Или дети националов будут всю жизнь сидеть у себя в регионе? Но объективные интересы местной элиты заставляют ее возражать: «А наш язык — он что, вымрет?» Это тема отдельная, может, специалисты в ней бы и разобрались, но их никогда никто не спрашивал. Русский язык доминировал и всегда будет доминировать на всей бывшей территории Советского Союза. Даже в спецзонах вроде Украины, где идет против него настоящая война. Его можно, конечно, попытаться удушить, как в Прибалтике — в той же Латвии, где навязывание латышского языка идет даже там, где русское население жило испокон веку. Но и там русский язык удерживает свои позиции, потому что латышский язык, извините, языком международного общения не является.

«РЕДЖЕП ЭРДОГАН ВПОЛНЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ТУРЕЦКИМ СТАЛИНЫМ»

— Вернемся, если позволите, к Турции. Она уже де факто стала теократическим исламским государством?

— Турция стала диктатурой Эрдогана, конечно, с сильным исламским контентом, но и с очень сильной светской составляющей. Точно так же, как и наша страна, Турция долгие десятилетия существовала в форме светского режима. Она к этому привыкла. Там гораздо больше верующих, чем у нас, просто потому, что это страна ислама. А в исламе, как мы помним, активных верующих значительно больше, чем в христианстве. И сама религия достаточно молодая. Конечно, почти для полутора тысяч лет это утверждение звучит довольно забавно, но она находится в состоянии бурления, кипения и революционных протубераций — вроде тех, что были в Европе в период религиозных войн XVI века. Может, и хочется, чтобы все происходило быстрее, но скорость процессов в религиозном мире для всех конфессий примерно одинакова.

Эрдоган — человек, безусловно, верующий, и для него турецкий ислам есть одна из составляющих его неооттоманского будущего. Потому что, во-первых, нужно восстанавливать империю, а во-вторых, пусть по всему миру будет ислам в правильной турецкой форме. В связи с этим исламисты Турции очень усилили влияние — особенно через министерство образования и министерство по делам религий. При этом заметьте: как только возникла конкуренция с тем же Гюленом, мгновенно сработала схема покойного генерала Александра Лебедя: «Двое пернатых в одной берлоге не живут» (слова, сказанные в адрес генерала Анатолия Куликова в 1996 году, — прим. ред.). Ну да, Фетхуллах Гюлен и его джаамат помогли Эрдогану разгромить армию, растоптать судебную систему, изменить конституцию, сместить тех и этих, взять власть... А потом, собственно, зачем такой союзник? Слишком уж он силен. И теперь Гюлен — главный враг Реджепа Эрдогана.

Не будем забывать и то, что Эрдоган лишь недавно, 24 июня этого года, в очередной раз победил на выборах президента Турции — в первом туре, набрав 52,5 процента. И то, что мы видим сейчас, это его первые шаги после выборов. Говорили, что Эрдоган с его онкологией вот-вот должен уйти в мир иной, но на эту тему говорили достаточно долго. Меня больше беспокоит не то, как он себя поведет в ближайшее время, а то, что будет после него. Политическое поле, в том числе внутри своей «Партии справедливости и развития» (ПСР) Эрдоган зачищает. Многие из тех, кто могли бы выступить как конкуренты Эрдогану, уже покинули поляну, в том числе его давний любимец Ахмет Давутоглу (занимал пост премьер-министра Турции до мая 2016 годаприм. ред.) — автор книги «Стратегическая глубина» и самой идеи новой Турции. Кто из прежних еще остался? Разве что Хакан Фидан, стоящий у руководства спецслужбами — Национальной разведывательной организацией. Но здесь все понятно: пока жив Сталин, жив и Берия. Тех, кто слишком много знает, в отставку не пошлешь, его только убивать надо. Но пока он необходим.

Не исключено, что после Эрдогана начнется серьезный откат от нынешней политик, в том числе в религиозном плане. В частности, охота на джамаатовцев Гюлена этому способствует.

— Вы считаете, что будет откат обратно к Ататюрку, к светской Турции?

— Нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Откат будет в сторону каких-то других настроений. Но в какой мере это произойдет, предсказать сейчас сложно. Кто при Сталине мог предсказать, что будет после Сталина? Неужели кто-то мог назвать фамилию Хрущева? Это было даже не смешно. Репрессии у Эрдогана, конечно, помягче, чем у нашего «вождя народов», но это колоссальные репрессии для Турции. Так что Эрдоган вполне может считаться турецким Сталиным. А гадать о его будущем и будущем Турции — не мое ремесло. Я же не хиромант и не Багдадский вор — по кофейной гуще и бараньим лопаткам гадать не умею.

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/391028