Чем больше их удастся привлечь в отрасль, тем комфортнее станем жить
В правительстве области состоялась встреча представителей регионального резерва управленческих кадров с начальником Государственной жилищной инспекции Мурманской области Аленой Кузнецовой. Это первое мероприятие цикла «Диалог с министром».
Старые кадры уходят
Предполагается, что на таких встречах будут обсуждаться животрепещущие проблемы разных сфер жизни. Это позволит, с одной стороны, лучше познакомиться с теми, кто числится в резерве, узнать их взгляды, а им, в свою очередь, напрямую предложить участие в проектах, где можно проявить себя. Да и сам разговор может выявить какой-то новый подход к решению конкретной проблемы.
Алена Кузнецова, кстати, сама прошла через кадровый резерв, участвовала в свое время в соответствующем масштабном проекте. Об этом она рассказала журналистам перед началом встречи, которая обещала оказаться интересной и полезной.
Ожидания оправдались. Разговор затронул болевые точки жилищно-коммунального хозяйства. И в первую очередь речь зашла о нехватке профессионалов, особенно инженеров. Не хватает также и управленцев: старые кадры постепенно уходят, а приток новых невелик. В настоящее время только начинается формирование кадрового резерва в отрасли. И отправной точкой считается создание центров оценки квалификации в сфере ЖКХ.
- Мы еще год назад начали работать со строительным колледжем имени Момота, и теперь управляющие компании сами общаются с ним, участвуют в корректировке учебных программ, - сообщила Алена Кузнецова. И добавила, что при таком сотрудничестве, с одной стороны, удовлетворяется потребность отрасли в кадрах, а с другой, гарантируется трудоустройство выпускников. В настоящий момент колледж предложил подготовку специалистов по управлению многоквартирными домами, и уже согласовывается новая программа.
Подводные камни
Много говорили о плюсах и минусах такой формы управления домом, как ТСЖ - товарищество собственников жилья. Один из участников встречи, начальник управления протокола аппарата областного правительства Павел Титов, поинтересовался, почему у нас неохотно прибегают к ней. Ведь то, что видим со стороны, выглядит хорошо и красиво. Но, может, имеются какие-то подводные камни, которые со стороны-то и не заметны?
Плюсы безусловно есть, ну а в минусах все то же - отсутствие профессиональных кадров, как пояснила начальник Государственной жилищной инспекции. Она напомнила, что минстрой давно и разными путями пытается создать институт профессиональных управдомов. Пока же нередко за дело берется какой-нибудь пенсионер, который надеется, что можно обойтись своими силами и малой кровью.
- ТСЖ - это большой труд, - подчеркнула Алена Кузнецова. - И лучше всего получается, когда все жители начинают понимать, что дом - это их собственность. Не только личная квартира, но и все здание с его стенами, лестничными площадками, общедомовым имуществом и так далее. Вот тогда и будет осуществляться постепенный переход на новый уровень содержания дома.
В пример была приведена успешная работа ТСЖ одного из домов на улице Софьи Перовской.
- Там действительно очень хорошо: в подъездах - фонтаны, ковры. Они долго и упорно шли к этому. Если мы видим хорошие дома ТСЖ, значит, люди договорились, нашли толкового председателя. Но, как правило, плата за обслуживание там не низкая. Ведь на самом деле достойное содержание дома обходится недешево, - заметила Кузнецова.
Окна нараспашку - деньги на ветер
Вопрос об услугах энергосервиса поднял еще один резервист - гендиректор Кольской энергосервисной компании Михаил Бружмелев. Речь зашла о нерациональном расходовании энергоресурсов, которое в конечном счете увеличивает плату за них, и о внедрении энергоэффективных технологий.
- Мы, сотрудники ГЖИ, хотели бы показать собственникам жилья существующие сейчас технологии регулировки домов: что можно установить, что реально работает, какие результаты дает. Хотим заняться пропагандированием энергосбережения, - сообщила Алена Кузнецова.
Она подчеркнула положительный эффект перехода на прямые договоры с ресурсниками. Ведь они могут теперь и не опасаться повторения ситуаций, когда УК собирали с жильцов деньги на одно, а тратили на другое. Однако теперь управляющие компании считают, что ресурсами они не занимаются, а значит, и регулировка дома - не их проблема. В то же время максимум, что делает ресурсник, это ставит прибор учета. Вот и изнывают от жары жильцы в мае, когда установится теплая погода, а отопление еще не отключили. Или в сентябре, когда его уже подключили, а погожие деньки вдруг возвращаются. А ведь сколько можно было бы сэкономить в такие дни! Некоторые УК и ТСЖ на сбереженные таким образом деньги даже ремонтируют крыши своих домов.
- Кардинальное решение проблемы - энергосервис, - считает глава ГЖИ. - Но его можно применить только тогда, когда будут юридически определены все правила и станет понятно, как вернуть денежные средства, вложенные в дом.
Ведь пока сервисная компания все делает на свои средства. И нет гарантии, что УК не обанкротится и потраченные средства не пропадут. А значит, следует отрегулировать основы Жилищного кодекса. Надо, чтобы каждый собственник отвечал за свои долги.
Говорили также о зонах ответственности за поставленный ресурс: где кончается зона ресурсника, где начинается ответственность управляющей компании. И здесь много нюансов, не все упирается в стенку дома. Да еще зачастую при смене УК новая компания не актуализирует разграничения балансовой ответственности. И что там напортачили работники прежней, приходится разгребать тогда, когда возникают проблемы.
Злободневные проблемы отрасли обсуждались на встрече увлеченно и со знанием дела. И понятно: от уровня ЖКХ зависит комфорт каждого из нас. Главный же вывод, пожалуй, таков: чем больше профессионалов удастся привлечь к развитию отрасли, тем быстрее придет успех.
Галина Дворецкая