Найти тему
Философский диалог

Наука как философская рубрика

Историческим фактом является определяющее значение философии на возникновение науки. В системе философского знания геометрия, физика, астрономия представлялись как промежуточные звенья к полноте истины или одной из её рубрик.

Известно, что философия является чисто европейским феноменом равно как и наука, причём первая являлась основанием для второй. Появление свободного времени (досуга) стимулировало людей с достатком направлять свой ум на познание нематериальных причин возникновения мира и его устроения.

Важный шаг для развития наук сделали софисты. "Мудрецы" занимались обучением за деньги и разделили его на несколько частей, создав при этом новые дисциплины. К примеру, Протагор обучал грамматике, риторике, поэзии и музыке. Однако особый упор делался на освоение риторических приёмов и ведении дискуссий.

Следующий рывок связывается с Аристотелем. Он поделил систему знания на теоретическую, практическую и творческую. В свою очередь, теоретическая состояла из "первой философии", физики и математики (условно "второй философии"). Так, "первая философия" объясняла, что представляет из себя сущее в неподвижном состоянии, физика - в подвижном, а математика рассматривала неподвижные предметы, данные в материи. Практическими науками являлись этика, политика и экономика.

Для становления современной науки важным этапом являлось Новое время (15-16 век). Именно тогда она становилась важным социальным институтом. Ярким представителем эпохи был Френсис Бэкон. Он придавал особое значение опытному познанию - эмпирическому, в то время как ранее наука была преимущественно теоретической. В свою очередь, в период Просвещения (17-18 век) учёные всего мира опирались на эксперимент.

В это время наука оказывала обратное влияние на философию, которая трансформировалась вместе с ней. В итоге Огюст Конт (1798-1857) предложил сделать философию позитивной наукой, то есть той, которая опирается только на конкретные данные. Мыслитель считал, что теоретические рассуждения о сущем должны остаться в прошлом.

Вместе с тем, в настоящее время существует плюрализм во мнениях о том, какой должна быть наука и философия. Однако сейчас прослеживается склонность к научному релятивизму, то есть признанию отсутствия абсолютной истины, которую можно было бы верифицировать (подтвердить исчерпывающе).