Алия Маулешева, директор Академии ментальной арифметики UCMAS RUSSIA, магистр Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, магистр Колумбийского университета по специализации «международные финансы», выпускница Лондонской школы экономики и общественный советник председателя комитета Сената РК по науке и образованию Казахстана.
Когда меня спрашивают, может ли женщина добиться большого успеха в бизнесе, в науке, в жизни вообще и что для этого нужно, я всегда почему-то вспоминаю историю Софьи Ковалевской. Так получилось, что стены ее детской комнаты в родовой усадьбе родителей из-за нехватки обоев были обклеены бумагами с записями лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Так цифры и формулы стали ее первыми «игрушками». Эту тягу к математике, которая быстро переросла в настоящую любовь к науке, не смогли остановить затем даже многочисленные условности и ограничения XIX века. Например, тогда женщина не могла стать студенткой Берлинского университета, но Софья Ковалевская, продемонстрировав свои недюжинные способности, все-таки стала брать уроки у знаменитого математика Вейерштрасса. В конце концов она добилась большего результата, чем ее учителя, опередив своими исследованиями тысячи мужчин, профессоров и академиков.
В XIX веке женщина-математик не могла рассчитывать на что-то большее, чем просто признание окружающих. В XXI столетии женщины уже смело встают во главе крупнейших мировых корпораций, занимают министерские посты. Никого давно не удивишь женской фигурой на посту премьер-министра или президента страны. Тем более что сейчас есть все условия для развития талантов и способностей ребенка.
Одним из них является ментальная арифметика, способ счета в уме, основанный на визуализации цифр и чисел, с применением красивого инструмента – древнекитайских счетов абакус. Сначала ребенок учится вычитать, умножать, извлекать квадратные корни с помощью костяшек счетов, передвигая их одновременно двумя руками, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга.
В первую очередь это способность к визуализации информации: ребенок учится выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти. К концу обучения в его голове хранится более полумиллиона изображений. Развивается концентрация внимания и скорость реагирования на поставленную задачу. Ребенок избавляется от страха перед сложными математическими вычислениями.
А научившись легко перемножать в уме трех- и даже четырехзначные числа, ребенок сможет в будущем решать не просто математические, а самые сложные жизненные задачи.
Яркий пример: представители Индии, где ментальная арифметика как способ дополнительного образования детей очень популярен на протяжении нескольких последних десятилетий, все быстрее выходят на лидирующие позиции в списке топ-менеджеров ведущих мировых корпораций.
Например, в начале июня этого года американский производитель автомобилей General Motors назначил на пост финансового директора уроженку Индии Дивью Сурьядевар. Компанию Pepsi, вторую в мире по величине чистой прибыли в пищевой индустрии, уже несколько лет возглавляет Индра Нуйи, тоже уроженка индийского Ченнаи, также добравшаяся до вершин мирового бизнеса из самых низов традиционно кастового индийского общества.
Так что же произошло, какая волшебная сила вознесла этих, да и многих других женщин на гребень жизненного успеха? И Дивья Сурьядевар, и Индра Нуйи признаются: чтобы выбраться наверх, им оставалось только прилежно, долго и много учиться.
При этом нельзя не обратить внимания на укоренившееся в сознании многих представление о том, что якобы девочки больше предрасположены к гуманитарным наукам, а мальчики – к естественно-математическим. После общения с психологами и педагогами, а также на собственном опыте развития ментальной арифметики в России и Казахстане могу смело заявить: это гендерно-образовательное клише не имеет никакой основы в виде статистических результатов!
В нашей Академии UCMAS системе устного счета обучается 66 % мальчиков и 34 % девочек, то есть количество студентов мужского пола почти в два раза превышает число студентов женского пола. По нашему мнению, не существует гендерных отличий в освоении системы устного счета, так как программа построена по принципу доступности и легко усваивается учениками. Если анализировать успеваемость группы, в состав которой входят и мальчики, и девочки, можно сделать следующие выводы:
- девочки быстрее и охотнее закрепляют полученные знания, в то время как мальчики, получив необходимую информацию, жаждут новых знаний и на повторениях теряют вовлеченность;
- девочки более усидчивы и старательны при оформлении домашних заданий. Но замечу, что занятия ментальной арифметикой построены на ежедневных тренировках, так что навык повторения, постоянной тренировки формируется и закрепляется и у мальчиков, и у девочек. Именно этот ежедневный труд позволяет в будущем достигать поставленных целей;
- мальчики обычно видят конкретную цель: написать как можно больше символов за определенный отрезок времени – и следуют ей. Девочкам же важно, как это задание будет выполнено, чтобы все было не только правильно, но и красиво.
Таких примеров может быть большое количество, потому что нельзя определенно сказать, каким представителем пола легче усваивается данная наука. Но она точно не зависит от гендерной принадлежности.
«С точки зрения психолога, это устойчивый миф, – рассказала мне семейный психолог, коуч, преподаватель курса психологии управления персоналом Ольга Разволгина. – Это явление, скорее, культуральное. Наша культура, увы, очень устойчиво ориентирована на то, что мальчику хорошо учиться в техническом вузе, а девочке – в гуманитарном. И не только наша. Мои американские коллеги проводили очень солидное исследование. В США давно знают, что математические и гуманитарные способности не имеют гендерной привязки. Поэтому состав и успешность студентов и студенток примерно равны во всех престижных вузах, от MIT до Йеля. Далее: научные сотрудники, по-нашему – кандидаты и доктора, тоже в равной степени успешны. А вот количество профессоров математики – женщин просто ничтожно. Куда деваются дамы? После многих лет исследований глава группы психологов и социологов сделал очаровательный вывод: «Дамы и господа, осмелюсь предположить, что к возрасту профессорства наши математички находят в жизни занятия поинтереснее, чем математика». И в этой шутке есть только доля шутки.
Для достижения высот в науке и карьере любому человеку приходится отказываться от многих радостей жизни. Традиционно для мужчины этот вариант самореализации вполне достаточен. Для женщины – нет. Так что на бытование мифа о разных способностях влияют не реальные возможности детей и подростков осваивать те или иные науки, а, скорее, система социальных ожиданий, предпочтений семьи, формирующая выбор мальчиков и девочек».
Мало того, практика показывает, что девочки способны добиваться куда больших успехов в математике, чем представители сильного пола.
Работая четыре года в России и развивая ментальную арифметику, нам хотелось бы, чтобы миф о том, что точные науки доступны только представителям сильного пола, был развеян. 19 сентября в Санкт-Петербурге в рамках Второго евразийского женского форума впервые будет проходить международный турнир только для девочек. Мы планируем установить мировой рекорд и зафиксировать его в Книге рекордов.
Мне кажется, выдающийся математик XIX века Софья Ковалевская могла бы гордиться своими юными последовательницами XXI столетия.