Найти тему
Mankind

История литературы

Первоначально литература была неразрывно связана с другим видом искусства, тоже ещё не сформировавшимся — живописью. Хотя это и весьма условно, но первыми литературными памятниками в истории человечества можно назвать наскальные изображения: люди, не имеющие письменности, фиксировали свои знания доступными методами. Именно из изображений выросло пиктографическое письмо, в котором последовательность рисунков использовались для передачи информации. В дальнейшем пиктограммы усложнялись, стандартизировались и наделялись отвлечёнными понятиями — так к середине 3 тысячелетия до нашей эры сформировалась иероглифическая письменность, такая, как в Египте или Китае. Параллельно в Месопотамии, в силу особенностей способа записи — по сырым глиняным табличкам — возникла система, намного больше похожая на современную письменность: клинопись. Именно ей был записан один из старейших памятников литературы, «Эпос о Гильгамеше».

Помимо религиозных и официальных документов, письменность уже в те времена стали использовать в светских целях, стала формироваться художественная литература. Например, древнеегипетская «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» XX века до нашей эры считается первым примерном приключенческой литературы. И хотя писали в те времена много и часто, сохранилась лишь малая часть литературных памятников древнего мира. Лучше всего проверку временем прошли шумерские произведения: глиняные таблички — куда более прочный носитель, чем папирус.

пример шумерской клинописи — табличка середины 3 тысячелетия д.н.э.
пример шумерской клинописи — табличка середины 3 тысячелетия д.н.э.

В середине 2 тысячелетия до нашей эры произошла важнейшая письменная революция — сформировалась финикийская письменность. Она была фонетической (то есть один символ означал лишь один звук), а её алфавит лёг в основу большинства языков в мире. Удачное расположение Финикии в районе современного Ливана, на восточном побережье Средиземного моря способствовало быстрому распространению алфавита. Переняли эту систему и греки, у которых к VIII веку до нашей эры появился собственный алфавит, основанный на финикийском — эллины добавили туда буквы для гласных звуков, что стало общепринятым стандартом. С расцветом древнегреческой цивилизации возвысилась и литература: благодаря Гомеру крепко стала на ноги эпическая поэзия, а затем в античном театре получила развитие драма.

В IV веке до нашей эры на основе греческого возник латинский, ставший в дальнейшем основой для всех европейских языков. Постепенное распространение грамотности привело к росту числа литературных произведений. Правда, подход римлян к литературе серьёзно отличался от греческого: куда больший интерес в Риме вызывали исторические трактаты, а драма, в силу особого отношения к театру, пошла на спад. Даже трагедии и комедии таких римских авторов, как Сенека или Овидий, были подчинены систематизации и риторике.

С постепенным приходом христианства в жизнь европейской цивилизации изменилась и литература. В Средневековье наибольший интерес для авторов, конечно же, вызывают религиозные темы, хотя параллельно происходит процесс дальнейшего формирования художественной светской литературы. Именно в Средние века были обработаны и записаны многие придания и мифы народов Европы, например, скандинавские «Эдды». Не забывают средневековые авторы и о новых произведениях, именно в этот период происходит становление куртуазной литературы о рыцарях, прекрасных дамах и подвигах.

Схожие процессы в этот период происходят и на Востоке благодаря распространению двух мировых религий: буддизма и ислама. В конце X века нашей эры в Персии создают знаменитую поэму «Шахнаме», а затем и величайший сборник народных приданий «Книга тысячи и одной ночи».

иллюстрация к «Шахнаме»
иллюстрация к «Шахнаме»

С развитием гуманистической мысли в Европе меняется не только сознание, но и литература. Чосер и Данте становятся авторами, определившими тот самый переход от культуры Средних веков к Возрождению. Важнейшей вехой в развитии литературы становится открытие европейцами книгопечатания, уже известного в Китае. Книги становятся дешевле и доступнее, образование получает распространение, и количество авторов начинает резко расти. Именно в эпоху Ренессанса начинает пробиваться лицо классической литературы, главенствовавшей пять веков. Перечислять даже основные фамилии не имеет смысла, поскольку к классической эпохе литературы относятся все писатели от Шекспира до Бодлера.

В конце XIX века литература и вся культура в целом переживают новое потрясение: на смену классицизму приходит модерн, направленный не на читателя, а на писателя. Можно провести такую аналогию: для классики было важно, что сказано автором, для модерна — что не сказано, утаено, замаскировано. Такие авторы, как Герман Гессе и Владимир Маяковский, каждый на свой лад занимались деконструкцией литературы и готовили её к ещё более значимой революции. В середине XX века благодаря битникам в США — Уильяму Берроузу, Аллену Гинзбергу — и «шестидесятникам» в СССР (например, Евтушенко и Рождественскому) формируется литература постмодернизма. И если для модерна имело значение, что автором скрыто от читателя, то для постмодерна читатель и вовсе устранялся из целей литературы: важно не то, ЧТО создано, а то, что это СОЗДАНО.

Литература всех трёх этих эпох слишком объёмна, чтобы рассказывать о ней в рамках одной статьи, ведь чем дальше развивается культура, тем более ветвистой и разносторонней она становится. Мы ещё непременно вернёмся к рассказу о развитии классической литературы, модерна и постмодерна, но в рамках самостоятельных статей.

Автор: Денис Божинский