Продолжаю вести дневник нашего перехода под парусом из Швеции в Россию на только что купленной яхте.
На моем канале уже 11 подписчиков! Очень здорово, что я могу поделиться с вами своим опытом. Спасибо вам за поддержку. Подписывайтесь на мой канал: здесь я рассказываю про свои путешествия по морю и рекам, походы в горы, пешком и на велосипеде; делюсь практическим опытом. Интересно? ставьте палец вверх и читайте дальше!
Наконец-то выходим в море!
Судовой журнал. Переход Швеция-Россия.
17 мая. Эрегрунд(Швеция), первая ночь на яхте Kaija.
6:00 Подъем. Готовимся к выходу. Убираемся на яхте, завтракаем.
7:30 По прогнозу северный ветер 12-14 м/с на порывах. Нужно пройти 80 морских миль до Аландских островов. Иван настраивает удочки, Дима разбирается с навигацией, а я дописываю эти строки в журнале.
8:00 Выходим!
Вчера мы удачно спустили яхту и поставили мачту. Когда ложились спать, был полный штиль. За ночь погода изменилась, и нам нужно было отходить от пристани при сильном навальном ветре.
Довольно долго ребята стояли со швартовыми в руках, ожидая моей команды. А я в это время искал момент, когда очередной резкий порыв ветра пройдет и у нас будет несколько секунд времени для отхода.
Момент настал. Я включил заднюю скорость на полную, но мы едва двигались назад. Наш подвесной мотор Suzuki 9.9 еле справлялся с сильным прижимным ветром. К тому же, волны так и норовили ударить прямо в корму и остановить и без того малое движение.
Надо было быстро принять решение, потому что нас уже начинало нести на причал боком. У меня в голове постоянно мелькали варианты, и я выбрал один, который казался самым правильным: включил полный вперед, повернул мотор, чтобы он нас разворачивал и переложил руль в эту же сторону. Я рассчитывал что нам хватит радиуса поворота, чтобы на полном ходу проскочить перед пирсом и развернуться в сторону открытого моря.
Мой расчет оказался верным, нам удалось проскочить и теперь я держал курс уже на выход из залива на правый фарватерный буй. Глубокий выдох... недаром говорят, что во время свежего ветра гораздо безопаснее в открытом море, чем рядом с берегом. Сейчас на своем примере мы убедились в этом.
Иван взял с собой целых две удочки для троллинга, кучу приманок и лесок. И, как только мы поставили паруса и встали на курс, начал расставлять свои снасти. Kaija бежала шесть узлов(около 12 км/ч), поэтому мы могли себе позволить пару приманок, которые болтались за бортом. Вся команды рассчитывала на вечернюю уху по прибытии в город Мариенхамн на Аландских островах.
В открытом море
Тем временем ветер крепчал, мы выходили из череды островов в открытое море, а на горизонте надвигалась темной громадой грозовая туча. Мы убрали основной парус - грот, и остались только под небольшим передним - стакселем. Ветер был сбоку и наша скорость достигала семи узлов(!) - довольно быстро для парусной яхты такого размера.
Направление ветра было довольно удачным: мы могли легко придерживаться нужного курса. А вот большие пологие волны так и стремились обрушить свои гребни нам на палубу. Поэтому я был очень внимательным на руле, направляя яхту между волнами или, в крайнем случае, под углом к волне.
Мы шли уже часа четыре. Ветер все крепчал, волны становились все больше и, временами, я смотрел на их гребни, высоко поднимая голову, а когда эти водяные горы проходили, выдыхал и готовился к следующему пику. Начал идти дождь, ребята спустились в каюту. Иногда Дима выглядывал и корректировал курс.
Основным средством навигации у нас был планшет. Так как на улице лило отовсюду, то мы держали его внизу. На яхте не было специально приспособленного крепления, поэтому иногда на больших волнах наш "навигатор" периодически падал, причем, каждый раз неудачно - сгибая штекеры зарядного устройства. Так за 40 миль пути мы сломали три провода. Остался еще один, который нужно было сохранить на весь переход. Поэтому мы приклеили планшет скотчем к столу. В таком положении он и служил нам всю дорогу. Я еще раз убедился, что в любом переходе, путешествии скотч и изолента должны быть в списке необходимого снаряжения. Эти два предмета помогают решить любые задачи!
Большая волна
Пройдено 45 миль. Удочки свешены за кормой, правда рыба отказывается клевать. Так как на такой качке готовить еду неудобно, мы перекусывем бутербродами с чаем. Горячий чай в море отлично поднимает настроение и заряжает энергией.
...Я передавал свою кружку в каюту. Поднимаю голову, и слева, на расстоянии пару метров, вижу водяную стену.
Мне оставалось только пригнуться и крепко держать руль, рассчитывая на надежность яхты. Представьте, что на вас разом сбрасывают камаз воды. Что-то похожее я ощутил в тот момент.
Яхта отлично справилась с этим ударом, и после сильного крена быстро восстановила вертикальное положение. Хотя немного воды все-таки попало в каюту, основная часть благополучно перелилась через борт и ушла дальше.
После этого события мы закрыли брандрерщит(фанерные листы, которые закрывают вход в каюту), и я старался больше не отвлекаться от управления. И дальше, когда ухудшалась погода яхта шла с закрытой каютой, так спокойнее.
Курс на Аландские острова
Мы прошли основной грозовой фронт, первые лучи солнца за весь день стали пробиваться сквозь тучи. Каждый раз, когда теплый луч света грел меня, как будто я сижу около камина на даче, а не иду посередине Балтики через шквалистый ветер.
В бухту города Мариенхамн мы заходили на закате. Пришвартовались у гостевого причала. Прямо перед нами стоял четырехмачтовый барк Pommern - одна из главных достопримечательностей Аландских островов. Об этом корабле и удивительном морском музее читайте в следующей статье.
А сейчас, когда яхта пришвартована и спокойно стоит у причала, основное наше желание - принять горячий душ(я грелся минут сорок...), вкусно поесть и выспаться.
В общем, нужно было удовлетворить основные потребности моряков на берегу: ничего не меняется с давних времен.
Как хорошо было засыпать в своей каюте после штормового дня...
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал, скоро напишу про морской музей на Аландских островах и про встречу с нерпами посередине Балтики.