Найти в Дзене
Ia-centr.ru

Астана и Бишкек оценивают риски. Как противостоять религиозным экстремистам?

Работа по противостоянию религиозным экстремистам должна иметь комплексный характер. Важным условием этого является возможность идентификации членов деструктивных религиозных течений. Именно на это направлена деятельность акимата г. Астаны; ранее решение в этом направлении были приняты Советом Безопасности Кыргызстана. Дело в том, что по оценкам экспертов, Духовные управления мусульман (ДУМК) обеих стран не в состоянии проводить предупредительные шаги, поскольку считается, что визуально члена деструктивной организации (например, «Хизб ут-Тахрир» - ХУТ – «хизбутовцы») определить невозможно. Многие из них находятся во власти и выглядят вполне респектабельно. В то же время, перепрограммировать их деятельность можно способом внедрения толерантного ислама ханафитского толка, например путём экспорта из Казани и других духовных центров России. Со стороны даже идеологов «Хизб ут-Тахрир» эта идея получает понимание и поддержку, как уверяют эксперты-религиоведы. Внутри самих религиозных течени

Работа по противостоянию религиозным экстремистам должна иметь комплексный характер. Важным условием этого является возможность идентификации членов деструктивных религиозных течений. Именно на это направлена деятельность акимата г. Астаны; ранее решение в этом направлении были приняты Советом Безопасности Кыргызстана.

Дело в том, что по оценкам экспертов, Духовные управления мусульман (ДУМК) обеих стран не в состоянии проводить предупредительные шаги, поскольку считается, что визуально члена деструктивной организации (например, «Хизб ут-Тахрир» - ХУТ – «хизбутовцы») определить невозможно. Многие из них находятся во власти и выглядят вполне респектабельно. В то же время, перепрограммировать их деятельность можно способом внедрения толерантного ислама ханафитского толка, например путём экспорта из Казани и других духовных центров России. Со стороны даже идеологов «Хизб ут-Тахрир» эта идея получает понимание и поддержку, как уверяют эксперты-религиоведы.

Внутри самих религиозных течений в Казахстане и Кыргызстане есть радикальное крыло. Это молодые люди, ранее отсидевшие за уголовные преступления, и в местах лишения свободы перенявшие экстремистские и радикальные идеи. Эта группа людей наиболее разочаровалась в прежних идеалах, и теперь поддерживает идеи салафитов, а также тяготеют к ИГИЛ (запрещённая во многих государствах организация). Именно они занимались вербовкой и отправкой на исламистские фронты казахстанской, кыргызской и узбекской молодежи.

Ситуация в том, что ряды деструктивных религиозных структур более не однородны, в них есть группы радикальной молодёжи, стремящиеся отколоться от основного ядра и примкнуть к экстремистским и деструктивным группировкам в Сирии, Ираке и Афганистане. Отсюда и рост численности выезжавших в 2012-2017 годах из Казахстана и Кыргызстана на Ближний Восток. К тому же, кроме подпольных вербовочных центров, в Кыргызстане и Казахстане укрепляется движение салафитов. Сегодня это является фактором дестабилизации обстановки.

Необходимо со всей серьёзностью отнестись к складывающейся ситуации и вырастающим проблемам. Потенциально взрывоопасным регионом является Ферганская долина. Там масса центров подготовки и вербовки боевиков. В этом плане необходимо усилить разъяснительную работу с мусульманским населением.

Читать далее