Найти тему
В КиноУгаре.

Марафон кинотреша 90-х. Часть 3.

Работа неизвестного автора, в принципе отражающая суть статьи.
Работа неизвестного автора, в принципе отражающая суть статьи.

Сюрреализм в кино тех времен имел, скажем так, некоторый поджанр, который можно охарактеризовать как "бытовую фантасмагорию" - по большей части бессмысленную, но отнюдь не беспощадную, как тяжелонаркотический трэш, о котором мы поговорим чуть позже. Фильмы подобного плана были в основном созерцательными, но тем не менее ставящие перед зрителем вопрос "А что вообще происходит?". Вот парочка образчиков:

Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива. (1993)

Кадры из фильма.
Кадры из фильма.

Режиссер: Андрей Малюков

Название весьма прозрачно намекает, что речь в данном кино пойдет либо о каких-нибудь никчемных персонажах, либо действительно о гномах, как в фильме "Кинг-сайз" (которому мы тоже уделим внимание в свое время). Однако все оказывается еще лучше - кинолента повествует о том, как первые превращаются во вторых. Главный герой, Толик, по самые ноздри погряз во мраке никчемности - все его существование сводится к вою о том, как тоскливо и невыносимо жить, питию пива и чтению утренних газет, в ожидании волшебных изменений в стране. Работу главный герой отрицает на корню. Ему претит мысль о том, что утром надо куда-то ходить и что-то делать, ведь куда интереснее лежать на диване, плевать в потолок и размышлять о том, что неплохо бы и сдохнуть. Как нетрудно догадаться, содержат его жена и высылающая денег мама. Причем обе они тоже не шибко лучше главного героя. Мамаша грезит концом света (мотивируя тем, что она скоро помрет, но ей очень обидно, что жизнь без нее продолжится, поэтому все остальные тоже должны сдохнуть до кучи), а так же ненавидит жену Толика, которая, по её больному мнению, объедает её сыночка и все высылаемые деньги тратит на ребенка от первого брака. Жена, в свою очередь, просто из кожи лезет (днем она работает, а по ночам собирает пустые бутылки) создавая Толику тепличные условия, потакая его причудам и прощая поползновения в строну соседки, которая тоже замужем за подобным персонажем.
Пока все получают оргазм от передач Кашпировского, Толик медленно погружается в волшебный мир шизофренических галлюцинаций - к нему являются гном в желтом пиджаке и голая ведьма из мусорного бака, предлагая переехать жить в печку. Хапнув волшебного зелья он действительно становится гномом и, бросив жену, уходит жить в печь. Жена и соседка, ошарашенные случившимся, устраивают всенощные бдения у печи, пытаясь выманить Толика пивом и бутербродами. В то же время к его "вдове" подкатывает бельгиец с серьезными намерениями, ибо проникся загадочной русской душой. Иностранца жена Толика держит на расстоянии, однако позволяя ему жить с ней, и даже спать в одной постели. Вскоре Толик возвращается сам (жить в печи оказалось тоже тоскливо) и продолжает свое никчемное существование с чтением газет и питием пива. Жена тут же выгоняет бельгийца, и тот женится на ведьме из мусорного бака...

Так и хочется подытожить цитатой Курта Воннегута: такие дела!"

О безумной любви, снайпере и космонавте. (1992)

Опять таки кадры из фильма.
Опять таки кадры из фильма.

Режиссер: Дмитрий Томашпольский

Поистине удивительный образец, который начинается как сказка, а заканчивается, мягко говоря, неожиданно.
Собственно спойлер: счастью супружеской пары оперных певцов пытаются помешать злобная примадонна, влюбленная в певца и ненавидящая певицу, и таинственный снайпер в жутковатой маске, жаждущий прострелить певцу то место, которым он собственно поет. Однако им противостоит оригинальный и остроумный персонаж (как он себя сам называет) - добрый волшебник с труднопроизносимым именем, который не выживет, если пара не будет счастлива. Спасаясь от примадонны, супруги снимают комнату в странном доме, который охраняет нечто по имени Палкан, а внутри обитает девочка, грозящая задушить всех кто спит на кровати, старуха поедающая мел и старик, настойчиво рекомендующий купить утюг, ведь без утюга никак. Уже неплохо, не так ли (особенно если учесть, что это никак не повлияет на происходящие события)?
В один прекрасный момент примадонна теряет голос и решает выпить яду. Но добрый добрый волшебник ловко меняет яд на витамины и убеждает экс-примадонну, что жизнь не кончена и нужно радоваться счастью любимого человека, пусть даже он и не с тобой.

Место примадонны в театре теперь занимает наша певица. На премьере снайпер пытается застрелить её мужа, но добрый волшебник снова спасает всех, лишив вероломного убийцу патронов. В зале присутствует летчик-космонавт, который, пораженный вокалом, тут же влюбляется в певицу и... разбивается на ракете на следующий день. Но усилием воли выживает и отлеживается в больнице, чтобы затем повторно посетить театр, взглянуть на даму сердца. На фуршете, после оперы, снайпер, как черт из табакерки, выпрыгивает из темного угла и стреляет в супругов, но бравый космонавт прикрывает их своим не менее бравым телом и снова гремит в больницу на каталке.
Добрый волшебник проводит со снайпером беседу по душам, и выясняет, что снайпер есть брат-близнец певца, которого в роддоме случайно выкинули в корзину с грязным бельем, от чего он стал злым, нехорошим, сел у турьму за кражу велосипеда, где в конец ссучился, а оказавшись на воле решил убить брата из зависти к его счастью. Но добрый волшебник и его горю помог - познакомив с примадонной. Они тут же полюбили друг-друга - в ночном небе вспыхнул салют, играет торжественная музыка, и казалось бы хэппиэнд! Но! Бешено набежавший космонавт с размаху бьет мужа-певца в бубен, затем с колена в душу, хватает жену и увозит её с собой в космос! Добрый волшебник, увидев это тут же умирает от инфаркта. А через 9 месяцев из космоса приходит письмо примерно следующего содержания: "В космосе не так уж и страшно, вот тебе в подарок кусок метеорита, хорошо кушай, покупай в продукты в магазине." И все бы ничего, да была приписочка: "По ночам я кричу: в космосе ОДИНОКО, СТРАШНО И СЫРО! ЗАБЕРИ МЕНЯ ОТСЮДА! Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!!!". Конец.
Я НЕ ШУЧУ!!! ВСЁ ТАК И БЫЛО.