Это сейчас все знают, что джинсы - повседневная одежда. А в 70-х годах они были пределом желаний, супермодной вещью, фетишем и... способом заработать состояние для фарцовщиков.
В моей памяти отлично сохранился один показательный эпизод. Это произошло в самом конце семидесятых, скорее всего в 79 году. Сестра клянчила у родителей деньги на джинсы - 190 рублей. В нашей не самой бедной, но и не самой богатой советской семье эта просьба была встречена с невероятным возмущением!
-На что такие деньги - на штаны? Обычные штаны?
-Нет, они очень модные, ни у кого нет таких!
-Это просто штаны, да еще какие-то неприличные, все обтягивают. На кого ты будешь в них похожа?
-Но пап, ведь это ДЖИНСЫ! НАСТОЯЩИЕ!
-Кто-то спекулирует, а ты рада у родителей деньги просить! Мать - инженер, начальник группы, столько в месяц зарабатывает. В месяц!
В общем, сестра тогда джинсы так и не получила. Попозже получила, конечно - родители баловали нас.
Советская молодежь сходила по джинсам с ума - это правда. В зависимости от дохода и степени окаянства использовались разные способы заполучить вожделенную вещь:
-купить у спекулянтов. За те самые 180-190-200 рублей. Справедливости ради, нужно сказать, что многие джинсы, которые покупались у фарцовщиков, были подделкой. Мы тогда этого не знали и носили их с удовольствием и гордостью. Они и вправду были качественными;
-купить в валютном магазине "Березка", где джинсы стоили 100 рублей. Магазины эти были доступны только для тех, кто работал за границей и имел чеки. Или можно было еще попросить знакомых;
-заказать кому-то, кто едет за границу;
-купить польские, индийские или венгерские джинсы. Они редко, но появлялись в советской торговле. Эти джинсы были не такими стильными (не "фирмА"), однако очень качественными и долговечными;
-купить отечественные джинсы. Да, советские предприятия, крайне
медленно и неповоротливо, но реагировали на запросы потребителей. И начали шить джинсы. Однако джинсовых тканей у них не было, поэтому использовалась жалкая имитация. Короче говоря, это и был полный отстой.
А теперь представьте: пройдя все круги ада и купив вожделенные штаны, человек обнаруживал, что они малы! Продавать было жалко - когда еще сможешь раздобыть такой дефицит? Тогда-то и появился метод влезать в маломерки. С помощью мыла, конечно!
Прошло несколько лет, рынок наполнился самыми разными джинсами. Но купить фирменные джинсы, обладающие тем самым качеством из 70-х, и сейчас является проблемой.