Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему Бог при сотворении людей на нашей планете наделил их функцией воспроизведения себе подобных, то есть детородием? Насколько нам известно, существа других миров Вселенной этим чудесным даром не обладают, вспомните хотя бы ангелов, о которых упоминается в Библии, да и спасенные люди да новой восстановленной земле рождать себе подобных уже не будут. Просто так Бог ничего не делает, а значит, в этом тоже заложен какой-то глубокий смысл. Попробуем его найти.
1. Господь предстает нам в Священном Писании как Небесный Отец, называя нас при этом Своими детьми – сыновьями и дочерями. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь.» (Зах.2:10) Как любящий отец заботится и переживает о своих любимых детках, так и Бог имеет в отношении нас именно такие намерения! Так и было в самом начале творения, человек и Господь были вместе. Но грех разорвал эти любящие родственные отношения, и человек ушел от своего Родителя. Ушел, и как Иван ничего не помнящий всё забыл. Но Бог-то не забывает, у Него-то болит душа за Своих заблудших сыновей и дочерей. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37)
Еще до сотворения мира Бог знал, что всё так получится, поэтому и дал людям возможность иметь своих детей. Чтобы они на себе в своей жизни прочувствовали эту любовь, эти отношения, как тяжел и болезнен разрыв между ними. А значит, поняли и чувства Бога, их истинного Отца. И вернулись к Нему.
2. Второй момент, который мы обнаруживаем в Библии - рождение детей может помочь нам спастись: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» (1Тим.2:14,15) Как чадородие может помочь нам спастись? Ребенок кардинально меняет жизнь его матери; заставляет ее остановиться на своем жизненном пути; задуматься, как жить дальше; зачастую, полностью изменить свои планы на дальнейшую жизнь, отказаться от чего-то и, наоборот, принять что-то новое. И если женщина из любви к ребенку это принимает, она смиряется, она меняется, она учится любви – а это как раз то, что и нужно Богу для нашего спасения.
3. Воспитание наших детей, должно происходить через воспитание самого себя. Почему? Потому что запомните одну простую истину. Как бы вы не воспитывали ребенка - заумными методами, философскими педагогическими беседами или, наоборот, путем кнута и пряника, он всё равно будет похож на вас. Народная мудрость это давно подметила: «свинья не родит бобра», «от осинки не родится березка», «яблоко от яблони недалеко падает» и т.д. Таким образом, какие вы, такой будет и ваш ребенок. Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, воспитайте себя. А это опять же то, что так нужно от нас Богу.
Сделаем вывод: таким образом, Господь дает нам своих детей, чтобы мы увидели в этих отношениях с ними Его любовь к нам, а, значит, поняли и узнали Его; чтобы подтолкнуть нас к изменениям, смирению, воспитанию себя, что, конечно же, окажет неоценимую помощь в нашем спасении и воссоединении с Любящим Отцом.
Далее давайте попытаемся рассмотреть, как же нам правильно воспитывать своих детей. Процесс воспитания детей всегда был самым сложным и спорным вопросом. Опять же будем основываться на Слово Божье, представленное нам в Священном Писании.
Давайте посмотрим, а как воспитывает нас наш Небесный Отец? «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.» (Иер.31:3) Почему думаете издали? Потому что мы убежали от Него и не подпускаем Его близко к себе. Что делает Господь? Он возлюбил нас, и не просто, а любовью вечною, навсегда, и Он простер к нам Свое благоволение – милость, добро, любовь. Так, что и Сына Своего единородного отдал на смерть ради нашего возвращения к Нему.
Что делать тогда нам с нашими детьми?
1. Полюбить их, проявить к ним благоволение. Как? Вот это хороший вопрос. Благоволение, любовь – это действия. Многие сегодня очень часто говорят, что любят, но ничего при этом не делают. Но это не правильно. Запомните, любовь – это не существительное, это глагол, выражающий действия. Так Бог может сказать, что Он любит нас, так как Он всегда был рядом с человеком во всех его делах, а когда тот ушел, Он бросился его искать, Он не оставил нас умирать в смертной долине греха, а протянул нам Свою руку, Он отдал Своего Сына на крест, чтобы дать жизнь нам, Он помогает нам в трудных жизненных ситуациях и рядом в счастливых, радуется и плачет вместе с нами, Он допускает нам наказания в нашей жизни, но не потому, что так хочет мести, а потому, что страстно желает, чтобы мы что-то поняли и изменились.
Вот и думайте, как вы должны вести себя со своими детьми. Любите их, подарите им своё благоволение, участвуйте – будьте постоянно в их жизни, уделяйте им время, которого нам всегда не хватает. Вы замечали, последнее время жизнь так несется, что мы не успеваем даже просто поговорить с нашими детками, спросить у них как дела в школе (детсаду) или уже на работе. Остановитесь! Найдите каждый день хотя бы несколько минут, уделите их им - побеседуйте с ними, спросите об их проблемах или достижениях, дайте какой-то хороший совет, порадуйтесь с ними или поддержите их. Вы увидите, как улучшатся ваши отношения, как дети начнут доверять вам и быть откровенными с вами. А это значит, вы можете в дальнейшем избежать множества проблем, потому что ребенок поймет, что вы его друг, и он может смело доверять вам. Это очень важно!
Вы заметили, наш Небесный Отец также предлагает нам каждый день уделять время общению с Ним, Он точно так же хочет, чтобы мы делились с ними радостями и огорчениями, заботами и проблемами, чтобы Он мог дать нам хороший совет и помочь в наших делах.
2. Далее. Хотите вы этого или нет, но воспитываем детей мы только личным примером. Как мы уже сказали выше, какие мы, такими вырастут и наши дети. Не забывайте, что дети – это зеркало родителей. Дети только учатся жить, а где они, в первую очередь, видят эту жизнь? У себя в семье, на своих родителях. Поэтому с первых осознанных дней своей жизни они начинают подражать им. Значит, воспитание детей нужно начать с воспитания себя.
Можете сколько угодно говорить ребенку, что нужно быть добрым, честным и спокойным, но если вы при этом таковыми не являетесь, очень мало шансов, что он последует вашим требованиям. А вообще то, чему ребенок при этом хорошо научится, так это – лицемерию, то есть опять же тому, чем в изобилии обладаете вы. Поэтому не требуйте от детей быть такими, какими вы не являетесь! Вполне возможно, они и научится каким-то хорошим качествам, которых у вас нет, но это будет точно не от вас.
Вспомним ужасный случай, произошедший с пророком Елисеем. «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» (4Цар.2:23,24) Как вы думаете, почему дети надсмехались над пророком? Ведь это был Божий человек, к которому только из-за этого уже должно быть особое уважение. А всё потому, что они это видели со стороны своих родителей, родители своим примером воспитали их вот таких. И глядя на этих детей, мы, прежде всего, можем увидеть и охарактеризовать их родителей. Но и помните, что только родители стали виновниками такой вот гибели своих детей. Таким образом, нашим воспитанием, какое мы дадим нашим детям, мы можем их либо спасти, помогая полюбить Бога, либо погубить, заполнив их душу злом.
3. Теперь о наказаниях. Не злоупотребляйте ими. Они должны быть за конкретные проступки, заслуживающие это, но не в качестве профилактики. «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.» (Прит.22:15) «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.» (Прит.23:13-15) Как правило, за первый проступок, если он не очень тяжелый, можно вполне обойтись и беседой – разъяснением, что это плохо, но если ребенок повторяет его, вот тут наказание будет очень кстати. При этом ребенок должен обязательно понимать, что он сделал неправильно, за что наказывается, и что в дальнейшем ему не стоит повторять. Он должен понимать, что наказание справедливое, он его заслужил, и родитель, наказывающий его, делает это только из любви к нему, чтобы воспитать его.
Помните, что любящий Бог тоже допускает нам наказания для нашего воспитания, но при этом и утешает нас. Любовь и милосердие – прежде всего, как и Бог к нам. Прощайте детям всё, как и наш Отец простил нам все наши преступления.
4.Станьте своему ребенку хорошим помощником, добрым наставником, а не строгим надзирателем. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф.6:4) Помните, что как вы это исполните, такое воспитание и получит ваш ребенок. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит.22:6) У врачей есть очень хороший принцип «Не навреди», так вот он как раз хорошо применим и в воспитании детей. Каждый ребенок – это, прежде всего, дитя Божье, и Господь давая его нам, предлагает нам вместе с ним поучаствовать в его становлении, развитии и воспитании. И как важно здесь всё не испортить, не запороть, не навредить, правда, ведь!
Ваши наставления должны быть правильными, мудрыми, справедливыми, истинными, чтобы они давали ребенку дорогу в жизнь, а не кидали его в пропасть. А научиться им можно только у нашего Небесного Отца: «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни» (Прит.6:20-23) Ваши наставления должны быть путем, ведущим в жизнь. А такой путь – это только путь вместе с Богом. Знакомьте ребенка с Богом, показывайте ему своими делами, своей жизнью, как это жить вместе с Богом. Это должно быть ненавязчиво, очень естественно, чтобы ребенок увидел и понял, что это естественно, это по-настоящему (а не лицемерно, чем грешат многие верующие), это здорово и по-другому жить просто нельзя.
В то же время, не допускайте следующие ошибки. Не нужно заставлять ребенка делать это насильно, как например, читать Библию, молиться, рассказывать ему о Боге, когда он не хочет это слушать. Если он противится этому, оставьте его в данный момент и затем просто попробуйте другой подход. Делайте это только тогда, когда у ребенка есть заинтересованность в этом, попробуйте осторожно, ненавязчиво развивать у него этот интерес. В противном случае у него просто возникнет неприятие к Богу, а нам это допустить никак нельзя. К сожалению, в нашей практике есть многочисленные случаи, когда ребенок из верующей семьи, достигнув совершеннолетия, уходил в мир и оставлял Бога. Почему? Значит, что-то было не так, что-то из служения Богу он делал по принуждению, насильно. Помните всегда, что в Царстве Божьем нет насилия, и насильно туда никого не приведут. И помните, что тем самым мы можем сослужить ребенку очень плохую службу.
5. Другой момент. Часто мы, верующие, зная и понимая, что всё в нашем мире плохо, пытаемся всячески оберегать нашего ребенка от него, не пуская его туда, не показывая ничего отрицательного. И как результат, если ребенок при этом не полюбил и Бога, вырастая и получая свободу, он просто сам убегает в этот мир. В то же время, часто ребенок, выросший в семье неверующих, где всё очень неблагополучно, наоборот, с удовольствием слушает о Боге и не повторяет прегрешений своих родителей. Почему? Потому что он получил этот отрицательный опыт мира, он его осознал и больше не желает с ним сталкиваться. О чем это нам говорит? А всё о том же, что все мы к большому сожалению, учимся только на собственном опыте, на своих ошибках, а не на опыте и ошибках других, даже наших родителей. И чтобы нам понять, что это плохо, нам нужно самим об это споткнуться, упасть, перереветь, перенести эту боль. И только тогда мы можем понять, что больше мы никогда не хотим повторять это в своей жизни.
Об этом же есть великолепная притча в Библии. Помните притчу о блудном сыне. Сыну надоело безмятежное жилье в отцовском доме, где всё шло плавно и предсказуемо, захотелось чего-то нового, необычного и интересного ( а мир всегда предлагает как раз это). Он просит у отца свою долю наследства, чтобы уйти. Как бы вы поступили в таком случае со своим ребенком? Отходили ремнем, заперли где-нибудь в комнате и лишили всего, не так ли, мы же не враги своему дитю? Но смотрите, что делает этот отец (а это ведь прообраз нашего Небесного Отца), у него почему-то совершенно другая реакция. Он спокойно дает сыну деньги и отпускает. Зачем? Чтобы тот приобрел этот отрицательный опыт и вернулся в дом отца уже другим, всё понявшим и искреннее полюбившим отца. Как мы видим, Сам Господь нам говорит, что иногда нужно детям давать получать этот опыт. Конечно, не нужно впадать в крайности, и отпускать ребенка во все тяжкие. Здесь, как и во всём остальном, нужна огромная мудрость, которую получить мы можем только у нашего Небесного Отца. Воспитывайте ребенка вместе с Ним, молясь, советуясь и исполняя Его указания. Ведь воспитывая ребенка, вы же выполняете работу, порученную вам Богом, так и пусть она будет у вас с Ним общая, совместная.
В Библии в Книге пророка Иеремии есть замечательный пример такого воспитания: «Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни [жизни] вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками". И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, - мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши, - и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева; а живем в шатрах и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш.» (Иер.35:6-10) И Господь похвалил их за это: «А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, - за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни.» (Иер.35:18,19)
Вот таким должно быть настоящее, определенное нам Богом, воспитание наших детей. Помоги нам Господь осуществить это в нашей жизни!
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и смотрите еще больше информации на http://istinariadom.ru/
У вас возникли вопросы, или вы хотите поделиться своим мнением, напишите нам в комментариях http://istinariadom.ru/