Найти тему
muntaqa.info

Возможные варианты следования за учеными (таклид)

Говорит шейх Амир Бахджат:

У таклида есть два вида.
Один человек говорит:
«Я живу в таком-то квартале. Наш сосед — такой-то шейх, правовед, один из правоведов, имамов в фатве. И какой бы вопрос у меня ни возник, будь он из раздела поклонения — о молитве, закате, хадже, или из раздела имущественных отношений, я спрашиваю этого шейха, и не спрашиваю никого другого вообще. И этот шейх дает фатву». — Совершает ли грех этот человек, если поступает в соответствии со словами этого шейха, или нет? Нет.
Обязан ли он в некоторых вопросах спрашивать других? Должны ли мы сказать:
«Нет, так не разрешено, ты обязан спрашивать этого, и спрашивать других иногда»? — Он не обязан этим. Ясно?

Таким образом, у таклида два вида:
1. Следование мукаллида словам (только) одного из ученых. И он не обязан следовать за наилучшим, хорошо? Однако он обязан следовать за ученым-муджтахидом, у которого полноценен инструментарий, религиозным обладателем знаний. Говорит, например: «Я всегда звоню этому шейху и спрашиваю его». Хорошо?
2. И мукаллид, который не придерживается слов только одного ученого. Говорит: «Я считаю, что в вопросах поклонения специализируется такой-то шейх, а в вопросах имущественных взаимоотношений, в них есть сложные ситуации, а у другого шейха есть в них опыт, и в них я спрашиваю его». И делает за ним таклид. И может быть в какой-то из дней возник новый вопрос, и не было возможности спросить того шейха, он спросил другого и поступил в соответствии с его ответом. — Спадает с него ответственность перед Аллахом посредством этого...

… Хорошо, этот мукаллид, если оказалось, что один ученый дает ему фатву о разрешенности (того, о чем он спросил), а второй дает ему фатву о запретности. И посредством своего слабого инструментария… Нет у него инструментария, однако он говорит: «Посредством использования моего слабого инструментария для меня оказался довод такого-то шейха сильным, довод первого мнения, и я буду делать таклид за ним (в этом вопросе)». — Заслуживает ли он порицание за это? Он не заслуживает за это порицания. Однако он посредством этого не достигает степени иджтихада, ему только показалось, что положение довода таково«.

Сл. «Шарх зад аль-мустакни», 1.
________________________

Источник и полный ролик оригинала: https://muntaqa.info/urovni
Твиттер:
https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh