Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Ридер №4: Cвободные пространства I

Оглавление
Ридер — один из коротких и ёмких форматов Проекции, который мы ведём в нашем Телеграм-канале. Это «быстрая» подборка ссылок и материалов, посвящённая неочевидным вопросам.
На этой неделе мы будем публиковать ридер Дарьи Павленко, приуроченный к открытию XVI Венецианской архитектурной биеннале.
Фото: Francesco Galli/Francesco Galli/La Biennale di Venezia.
Фото: Francesco Galli/Francesco Galli/La Biennale di Venezia.

Архитектура, безусловно, главное искусство работы с пространством. Но нам кажется любопытным найти примеры того, как с free spaces работали художники и фотографы. Стараясь не говорить о всем известной «Пустоте» Ива Кляйна и американских минималистах, мы составили подборку материалов, так или иначе связанных с темами, поднятыми на биеннале.

Пространства свободные от...

Мария Элькина: "Нам пока трудно себе представить, но в Финляндии свободное пространство — это библиотеки, ставшие за последнее время чем-то близким по значимости для общества к церкви в Средние века". 
Павильон Финляндии. Фото: Тимур Золотоев
Мария Элькина: "Нам пока трудно себе представить, но в Финляндии свободное пространство — это библиотеки, ставшие за последнее время чем-то близким по значимости для общества к церкви в Средние века". Павильон Финляндии. Фото: Тимур Золотоев

На The Guardian можно посмотреть наиболее полный список павильонов и их фотографии. А более детальный обзор вышел на Стрелке: критик Мария Элькина рассуждает о последствиях свободы и утрате художественной впечатлительности.

Автор несколько раз обращается к теме храма: так, вполне ожидаемо, эти отсылки присутствуют в павильоне Израиля, но совсем неожиданно – в экспозиции Финляндии, где «свободное пространство — это библиотеки, ставшие за последнее время чем-то близким по значимости для общества к церкви в Средние века».

Чистый взгляд

James Turrell, Dorotheenstadt Cemetery Memorial Chapel, 2016
James Turrell, Dorotheenstadt Cemetery Memorial Chapel, 2016

На тему церковной архитектуры размышляют и многие современные художники. В материале, вышедшем на Artsy, подобраны восемь реализованных фантазий об искусстве как новой религии: от уже почти классических работ Матисса и Джеймса Таррелла до почти радикального Теренса Коха.

Как меняется восприятие, когда искусство из белого куба музея переносится в светлые своды часовни? Вероятно, оно в первую очередь очищается от коммерциализированного контекста и рассчитывает на более ясный, незамутненный взгляд зрителя.

Читайте продолжение в следующем выпуске.

Текст: Дарья Павленко

Если вам понравился материал, вы можете поставить «лайк», чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.