В современных гуманитарных науках настала эпоха ревизионизма. Многие критерии оценки и категории общества подвергаются пересмотру. И дети - одна из крупнейших субъектов этого процесса. Исследователи выяснили, что во второй половине XIX века, дети только появились...
Разумеется, речь не о буквальном их появлении. Дело в том, что понятие "ребёнок" теперь рассматриваются как социальный конструкт. Вы можете не соглашаться, назвать это чушью, но подождите сразу отвергать эту идею! Краткий экскурс в историю поможет всё расставить по полочкам!
Как бы это ни было парадоксально, но до второй половины XIX века под словом "ребёнок" обыкновенно понимался потомок, как продолжатель рода, новый член семьи, который вскоре разделит заботы по дому. Детства, как такового, как понятия, не существовало. Очень редко для детей специально делали какие-либо вещи. Вы не найдёте детской одежды, изготовленной ранее 1830-х. И не потому что её не сохранилось, а потому что младшие донашивали за старшими, а взрослыми уже считались лет с 12-13. Исключение составят лишь детские вещи королевских родов, либо очень зажиточных. Вы не встретите предметов из мира взрослых, адаптированных для детей. Да даже те же сказки, приведённые ныне в пристойный вид, были полны сквернословия и ситуаций, которые теперь входят в категорию 18+. И более того, в первые 2-3 года жизни многие родители даже не давали имён своим детям, потому что не были уверены, выживут те или нет! А в средние века и ранее детский возраст ,чаще всего, рассматривался как период немощи и бессилия - поэтому существует известный сказочный мотив "вырастания в краткий срок" или сюжет о герое, где тот с детства обладал силой взрослого мужчины.
Едва встав и научившись обходиться без присмотра матери, ребёнок считался уже взрослым. Люди не замечали его как ребёнка, не видели никаких отличий его внутреннего мира от внутреннего мира взрослых. До X века 13-летний мальчик считался уже достаточно взрослым, чтобы носить меч. Вплоть до XVIII века, возраст новобранца составлял 15-16 лет. А как показывает опыт этнографов, в первобытных народах, ребёнок мог спокойно выбирать себе родителей сам и легко менять семью, при этом его родными родителями считались те, кто кормит. Опекунами же считались те, кто учит.
И только лишь развитие образовательной системы и распространение школьного образования в XIX веке дало толчок к развитию педагогики, которая вплотную занялась исследованием методов воспитания детей. Однако в одночасье ничего не исчезло. Детский труд применялся по всему миру вплоть до XX века. Однако, детей наконец-то стали отличать от прочих возрастов и производство детской одежды стало массовым.
До того, кстати, педагогика занималась вопросами обучения людей вообще, не различая их возрастных различий.
Средневековое представление о детях, как о "маленьких людях", было разрушено, и появилось понимание о детстве, как о самом нежном периоде в жизни человека. Сама идея эта сформировалась в конце XVIII века, но была широко принята всеми только во второй половине XIX века. До этого времени мы можем видеть участие детей в войнах,
детей, трудящихся на фабриках наравне со взрослыми,
или даже в угольных шахтах.
Подобные знания являются очень ценными для корректности оценки той или иной эпохи. Если учитывать то, что в детях видели просто "маленьких людей", то нет вовсе ничего удивительного в суровости наказаний для детей и в побоях, которые им часто наносили. Слабость и беззащитность детей рассматривались как естественное явление, грубо говоря, как "собственные проблемы" конкретного ребёнка. И уж тем более, мало кто заботился о том, как отношение к детям влияет на формирование личности. И это, кстати, к вопросу о варварских временах и источниках жестокости, которой ранее было намного больше, чем в наши дни.
Так что, действительно, дети, в привычном нам понимании, стали появляться только лишь во второй половине XIX века.
Ставьте "палец вверх" и Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи, посвящённые интересным гипотезам.Спасибо за внимание!