Нам сообщили, что в условиях, когда единственный российский авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — встал до 2021 года на ремонт и модернизацию, ведется «серьезная» проработка возможности для российских летчиков палубной авиации периодически летать — и тем самым не потерять квалификацию — с борта однотипного китайского авианосца.
Подобная практика общепринята – недавно французские палубники летали с борта одного из американских авианосцев.
Понятно, что в нашем случае в первую очередь речь идет о пилотах 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота на самолетах Су-33 и Су-25УТГ, имеющих опыт посадок и взлетов с авианосца. Большинства пилотов 100-го ОКИАП на МиГ-29К/КУБ это не касается — такой опыт имеют всего 2 или 3 из них. Хотя и они должны учиться, и имеют на это право.
Но по существующим регламентам, полетам с авианосца, пусть даже китайского, должна предшествовать серьезная предварительная подготовка, важнейшим элементом которой являются полеты с наземного аналога авианосца — Наземного испытательно-тренировочного комплекса (авиационного) НИТКА. И здесь начинается самое интересное.
Таких комплексов сейчас у России вроде аж два, но ни один из них полноценно не функционирует. Первый — в крымских Саках — был построен еще в благословенные времена СССР. Его научно-технический задел, по словам специалистов, огромный – строили на века. Второй начали строить в Ейске после того, как крымская НИТКА оказалась было на Украине. Ейский комплекс, несмотря на данные ранее обещания ввести его в строй, по ряду технических проблем до сих пор не работает.
За комплекс НИТКА в Саках командование Морской авиации ВМФ РФ билось целых 4 года после возвращения Крыма, пытаясь преодолеть множественные бюрократические препоны. И несмотря на то, что ситуация напоминала скабрезное — «Лебедь Раком Щуку» — простите за вульгарное искажение классика, кое-что удалось сделать: только за последнее время механикам флота и промышленности удалось продлить аж на 10 лет ресурс тормозных машин и организовать ремонт оборудования и систем комплекса.
Но подвела радиотехническая служба, в ведении которой находится система траекторных телеизмерений. А ее неработоспособность не позволяет эксплуатировать комплекс, хотя наши героические палубники — а их меньше, чем космонавтов, готовы терпеть все тяготы и лишения воинской службы – учится и летать без этой системы. Но сейчас пока мир, зачем создавать трудности.
В украинский период комплекса НИТКА там стояла нештатная система траекторных телеизмерений. Сейчас она практически не работает, все сроки службы истекли, и устарела она. Да и необходимо перед эксплуатацией ее освидетельствование метрологами. Но соответствующая служба ВМФ была полностью уничтожена, а Управление метрологии Минобороны РФ, находящееся в ведении господина Булгакова (заместитель министра обороны), возможно, даже не знает о существовании такого сложного «клиента». Там всегда могут заявить, что она нештатная. Но на корабле она же существует!
Из создавшейся ситуации видятся два выхода.
Первый — снять на время ремонта «Адмирала Кузнецова» аналогичную систему с него или новую с Ейской Нитки . Но все прекрасно знают, чем может завершиться «раскулачивание» корабля или нового комплекса.
Да и вопрос монтажа не так прост.
Второй нашелся сам собой. Раз у нас такие отношения с Китаем, может, купить у них такую систему, и таким образом решить проблему?
И как вывод. Комплекс НИТКА в Саках жизненно необходим России. Иначе она рискует потерять своих уникальных пилотов палубной авиации. А китайский вариант нужно тоже активно прорабатывать. И может быть, в ближайшем будущем включить в регламент армейских игр соревнования летчиков палубной авиации – ведь авианосцы в России, Индии и Китае построены в Советском Союзе.
Артем Захаров