Про "Красный круг". Если дать описание этого фильма в духе желтой прессы:
Актер-коммунист, шансонье-социалист и бывший десантник против знаменитого французского комика, больного раком.
В фильме еврея, воевавшего в Сопротивлении, любителя голливудских фильмов и создателя жанра "полар" -- французского нуара.
И все это -- экзистенциальная криминальная драма. С пятью трупами (из них 3 главных героев) и молчаливым ограблением ювелирной лавки, которое идет в реальном времени и занимает ровно 25 минут.
Самое смешное, что все это -- правда.
Джан-Мария Волонте, легендарный итальянский актер. В ранней молодости вступил в ряды Итальянской Коммунистической партии (ИКП), снимался в ряде остро-социальных фильмов ("Следствие по делу человека вне всяких подозрений"). Зрителю больше всего известен по своим злодейским ролям в фильмах Сержио Леоне -- "За пригоршню долларов" и "На несколько долларов больше" (а советскому еще и по "Золотой пуле"). Тот самый безумный мексиканец с винтовкой и часами.
Ив Монтан, французский актер и шансонье. Самая знаменитая его песня "Осенние листья" -- Les feuilles mortes. Ив Монтан был известен своими "левыми" взглядами и часто исполнял роли людей из народа -- рабочего, боксера, грузчика, водителя и т.д. В фильме "Плата за страх", с большим успехом демонстрировавшимся в СССР, играл водителя грузовика с нитроглицерином.
Ален Делон, легенда французского кино. В молодости служил в десантных войсках, проходил службу в Камбодже. Не имея актерского образования, первыми же ролями обратил на себя внимание критиков.
Бурвиль, исполняющий роль жесткого инспектора полиции, к сожалению умер, не увидев готового фильма. Один из самых знаменитых комиков французского кино был болен раком, но снимался до последнего дня. Наш зритель обычно помнит его по ролям лукавых ворчунов с добрым сердцем ("Горбун", "Большая прогулка").
Жан-Пьер Мельвиль, режиссер, продюсер, сценарист и актер. Французский еврей, в годы Второй Мировой войны участвовал в Сопротивлении, сражался с нацистами. После войны на собственные средства снял фильм о прошедшей войне "Молчание моря", вызвавший огромный резонанс во Франции. После чего начал карьеру режиссера.
Мельвиль отличался особым кинематографическим стилем, лично писал сценарии и был настоящим диктатором на съемочной площадке. Поклонниками Мельвиля называют себя Джон Ву и Квентин Тарантино.
Мельвиль работал в жанре, для которого принято название "полар" -- чисто французская смесь нуара, криминального фильма и философской драмы. Polar -- это сокращение от двух слов. Policier и noir. Полицейский нуар. Причем наличие полицейского в кадре необязательно :)
А теперь подробнее о двух "поларах":
"Красный круг" (1970), режиссер Жан-Пьер Мельвиль.
Ух, вот это фильм!
Отличное начало, очень атмосферное и при этом динамичное, без провисаний и разжевываний ввод в историю. Позабавил эпиграф -- от лица Будды... и выдуманный от первого до последнего слова. Режиссер наш человек.
Джан-Мария Волонте даже на себя не похож, когда без бороды, седых кудрей и тысячезубой психованной улыбки. Очень пластичный актер. Сцена с его побегом из поезда вроде бы проста, но держит в напряжении. И веришь.
Вообще, очень хороший фильм. Режиссура уровня Сержио Леоне. Как я раньше пропускал Мельвиля, не понимаю? Впрочем, у меня о французском кино 60-70х было представление, как о дремучем лесе, в котором бегают одинокие бельмондо и дю финесы. Был не прав, признаю.
Очень крутые и Делон, и Волонте, и мощный великолепный Ив Монтан. А Бурвиль -- вообще нечто особенное. Я его знал только, как комика, но тут он прямо вымораживает своим взглядом. Голубоглазый жестокий, умный и беспринципный полицейский. А эти его кошки... И эта его жестокая тигриная хитрость. Как он добивается сведений от владельца клуба Санти (будущий адвокат Теразини из "Спрута"), мол, помогите своему сыну (того взяла полиция, чтобы надавить на отца), дайте мне, что я хочу. А сын Санти в это время уже мертв, совершил самоубийство. Прямо мороз по коже.
Недаром Бурвиль ходит в таком же плаще и шляпе, как киллер в "Самурае".
"Самурай" (1967), режиссер Жан-Пьер Мельвиль.
Ледяной ангел смерти.
Теперь понятно, откуда растут ноги у "Наемного убийцы" Джона Ву.
Одна из излюбленных тем Мельвиля -- вот эта связь, которая возникает между совершенно незнакомыми людьми. Пианистка и киллер в белых перчатках в "Самурае", досрочно освобожденный вор и беглый убийца в "Красном круге". Это не любовь и не физическое влечение, как почему-то пишут в разных статьях. Это надежда на конец космического одиночества. Это любовь ангелов, что ли? Другое дело, что ангелы эти темны и злы, и убийцы.
С первого взгляда.
Ален Делон впечатлил. Идеальный актер для саспенса (как и Кэри Грант в свое время у Хичкока).
Вообще, режиссер Мельвиль мне нравится все больше.
Начальная сцена "Самурая", где камера смотрит в обшарпанную комнату, кто-то лежит на кровати, а за окном идет поезд -- в "Сталкере" Тарковского открывающая сцена явно сделана под влиянием.
А выстрел навскидку из "Красного круга" процитирован чуть ли ни один в один в фильме "Круто сваренные" Джона Ву.
=======
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк :) Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории. Спасибо!