Несколько месяцев назад, направляясь на пару по линиям связи, я вызвал лифт, чтобы добраться на нем на последний этаж. Зайдя внутрь, я оказался в обществе пяти-шести студентов и пожилого, но осанистого преподавателя, облаченного в идеально выглаженный синий пиджак и белоснежную сорочку, поверх которой аккуратно тянулся солидный галстук. Всё по сценарию: томительное ожидание, сопровождаемое неловким молчанием, даже в смартфон не заглянуть, потому что в лифтах не работает интернет! Хотя, кое-чьи лица всё-таки были опущены вниз, освещенные холодным сиянием экрана гаджета – думаю, им просто очень хотелось спрятать глаза, чтобы легче было переживать эти мучительные минуты. И вот преподаватель, чьи руки были свободны и чья военная выправка, казалось, просто не позволяла ему опускать голову для чего-то другого, кроме того, чтобы иногда посматривать под ноги, повернулся ко мне и с грустной улыбкой и голосом, лишенным всяких сентенций, но изобилующим нотками сожаления, сказал: «Вот это нас и погубит… Мы совершенно перестали общаться друг с другом». И вышел. В тот момент (и с тех пор) я ни на секунду не усомнился в его словах, но узнать об их истинном значении мне довелось немного позже.
Конечно, преподаватель немного слукавил, обвинив в неминуемости гибели именно отсутствие общения, а не современные технологии, которые его детерминировали, но это и не очень важно, потому что посыл ясен и очень верен. В одной из своих прошлых статей я затронул эту тему, выделив ее как одно из звеньев, связующих вереницу основных проблем современности, и сделал это очень кстати, потому что, как выяснится ниже, технологии не просто отразились на нашей жизни – они кардинально изменили ее.
Сегодня деградация берет свое начало в детстве человека, оказывая в этот период на него самое сильное и пагубное влияние. Чаще всего современные родители не уделяют своим отпрыскам достаточного внимания, чтобы заложить в них интеллектуальный фундамент, который позволил бы их мозгу функционировать нормальным образом в будущем. Воспитание возлагается на «плечи» технологий и техники: телевизор пришел на смену книжкам с яркими картинками и поучительными текстами, планшет с запущенным на нем «Моим говорящим Томом» - настоящим игрушкам, - ребенок стал реже взаимодействовать с реальными объектами, и, к сожалению, многие родители из-за недостаточной осведомленности просто не представляют, насколько это фатально. Научно доказано, что контакт с объектами окружающего мира формирует и укрепляет нервные связи головного мозга; если же такой контакт непостоянен или его вовсе нет, то и связи, обуславливающие когнитивные способности, будут количественно стремиться к нулю. Правило простое: если не хотите, чтобы ребенок вырос дебилом, занимайтесь с ним и не перекладывайте эту обязанность на технику – она, конечно, способна увлечь, но плоды, которые придется пожинать уже в семилетнем возрасте ребенка, приведут вас в ужас и вынудят откладывать немалые деньги на занятия с репетиторами. Наверстать упущенное будет весьма сложно, и хорошо, если вообще возможно.
Но наивно думать, что деградация миновала нас, взрослых людей, которым, к счастью, повезло вырасти в условиях более уличных. Сколько времени вы тратите на скроллинг ленты новостей? Просмотр видео на Ютуб? Чтение статей с вызывающими названиями и поверхностным содержанием? Наверное, много, и делаете это очень зря. Информационный мусор крайне негативно влияет на интеллектуальные способности, а тенденцию к отуплению можно легко пронаблюдать по тому, какие социальные сети занимают места своих предшественников. Текста всё меньше, как вы могли заметить.
Также, о предпочтении большинства можно судить по низкосортным видео, которые попадают в тренды Ютуб.
Впитывать информацию в таком виде очень легко, и мозгу это нравится: напрягаться он очень не любит, особенно если у него нет привычки к нагрузкам. Но это не значит, что с этим невозможно бороться – отнюдь! Совет очень простой: вместо того, чтобы тратить время на просмотр мемов и новостей, откройте в смартфоне книгу и почитайте – угнетающая информационная пустота заполнится, а время, свободное от дел, будет проведено с пользой.
В представлении некоторых, всё, что происходит с нашим поколением – это всего лишь его особенность, безобидная и отвечающая требованиям современных условий жизни. Конфликт между поколениями X и Y они оправдывают вечной проблемой «отцов и детей», а к нетрадиционности усвоения информации и последующей работе с ней они предлагают привыкнуть, заботливо подстроив под нее всю инфраструктуру. Конечно, с этим легко можно было бы смириться, если бы специфика взаимодействия с миром не была детерминирована массовой дебильностью, тенденция к которой была бесхитростно доказана статистически. Например, с помощью теста на креативное мышление Торренса, существующего с 60-х годов прошлого столетия. Если кто-то еще думает, что, благодаря доступности информации, креативные способности современных детей возросли, то спешу огорчить: ничего подобного. С 1960 по 1984 год, когда массовость информации только начинала набирать обороты, рост креативности действительно наблюдался. С 1984 по 1990 уровень ее стабилизировался, а с 90-х по наше время идет ее неуклонное снижение.
Виртуальные чаты и простой и быстрый доступ к данным ознаменовали низкую потребность в живом общении. Зачем просить помочь друга собрать новый компьютер, когда можно сделать это самостоятельно с помощью подробнейшей инструкции в интернете? Зачем просить рецепт вкусного торта у подруги, когда его можно с легкостью найти в сети? Со снижением важности живого взаимодействия мы стали меньше занимать себя мыслями о том, как правильно строить взаимоотношения с людьми, учитывая особенности психики каждого из них. Медленно, но верно мы утрачиваем важнейшую человеческую способность к социальности, требующую от нас немалой проницательности, а значит интеллектуальных усилий.
Кто бы мог подумать, что то, что должно было сделать нашу жизнь комфортнее, а нас – счастливее, станет началом конца человека как культурно-интеллектуальной единицы?