Найти тему
Заур Фарниев и друзья

Отжать станцию

Оглавление

Комиссия, сформированная министерством образования Северной Осетии для обоснования ликвидации Станции юных натуралистов, заключила, что действия минобра полностью оправданы. Более того, пойдут на пользу детям, обучающимся в Республиканском детском эколого-биологическом центре (так сейчас называется Станция юннатов). Таким образом, принадлежащие Центру земли, оценивающиеся в 560 млн рублей, фактически перейдут в республиканскую собственность и смогут быть переданы третьим лицам.

О ситуации со станцией юннатов я писал около месяца назад (http://abon-news.ru/posts/society/zemlya-stantsii-yunnatov-okazalas-slishkom-dorogoj-dlya-detej). На следующий день после этого директора Центра Магомета Газдарова вызвали в минобразования и потребовали объяснений, заявив, что все свои слова в публичном пространстве господин Газдаров должен согласовывать с «вышестоящим начальством». В ответ на это директор станции юннатов написал открытое письмо на имя Вячеслава Битарова (полный текст приведен ниже), в котором объяснил, почему ничего хорошего от ликвидации Центра республика и детское образование не получат. «В минобре сложилась не очень хорошая практика, когда сиюминутная экономическая целесообразность при принятии решений ставится выше оценки перспективных последствий этих решений по принципу «после нас - хоть потоп»… Подавляющее большинство работников дошкольного, среднего, общего, дополнительного и среднего профессионального образования на последнем дыхании (деваться некуда), подавляя свое внутреннее негодование, не получая никакого удовлетворения (ни морального, ни материального) продолжают исполнять свои обязанности в ожидании, что это мракобесие все-таки когда-то закончится», написал он.

Однако комиссия, сформированная минобром, ничего плохого в ликвидации станции юннатов не усмотрела. На скринах вы можете в этом убедиться. Примечательно, что среди подписавших решение нет фамилии министра образования Ирины Азимовой, вместо нее это сделали другие люди, фактически сняв с нее всякую ответственность.

-2
-3
-4

Магомед Газдаров по моей просьбе детально ответил на каждый их одобренных комиссией пунктов. В частности, сообщил, что в документе «ничего не сказано о дислокации, так называемой, новой образовательной организации. Умышленно, потому, что это замена «шила на мыло». Здание детского технического творчества почти такого же качества и площади, как и здание нашего детского экологического центра». И это при том, что земля в 6,2 га, принадлежащая Центру стала главным яблоком раздора. Именно ее считаю причиной ликвидации станции юннатов и перенос их учреждения в центр Владикавказа. Стоимость этой земли, только по кадастру, составляет 560 млн рублей, но при передаче ее в республиканскую собственность, могут произойти чудесные изменения и в стоимости, и в собственниках.

Пятый пункт заключения наиболее примечателен. В нем говорится, что имущество Центра будет полностью за ним сохранено. И это при том, что процедура ликвидации такого развития событий не предусматривает. Что и отметил Магомед Газдаров. «Имущество будет закреплено за новым учреждением в полном объеме и не последует уменьшения уровня оснащенности образовательного процесса. И земля? Все 6,2 га? Тогда для чего весь этот сыр-бор? Только для того, чтобы на 70% сократить штаты? Так в чем действительный умысел этой ликвидации?», спросил он.

Ниже я приведу разбор решения комиссии в полном объеме.

И продолжу следить за развитием событий с ликвидацией станции юннатов.

Заур ФАРНИЕВ

Министру образования РСО-Алания Азимовой И.С., первому заместителю министра образования РСО-Алания Башариной Л.В., как основному фактору дестабилизации и деструктуризации системы образования Республики Северная Осетия-Алания

100 лет системе дополнительного образования России и ее родоначальнику – юннатскому движению. Рожденную революцией молодую страну Советов нельзя назвать успешной и процветающей, а правительство того времени безграмотным и недальновидным. А ведь решили же, что детьми нужно заниматься всегда, и особенно внимательно - в условиях экономических, политических да и каких-либо вообще неурядиц, периодически возникающих в любом государстве. Уникальная система дополнительного образования детей прошла огромный путь, зарекомендовала себя, как эффективная воспитательная и образовательная среда, предоставляющая возможность творческого самоопределения детей и их неформального взаимодействия с педагогами, подтвердила право на свое развитие. К чести Российской Федерации, в последние годы красной линией в ее образовательной доктрине проходит констатация важности роли дополнительного образования детей. Воспитание граждан России в духе патриотизма, любви и понимания своей национальной культуры и уважительного отношения к культуре других народов нашей страны, осознания каждым и всеми своей национальной идентичности, формирование будущего кадрового потенциала, способного к креативному мышлению и нестандартному решению вопросов - важнейшие задачи системы дополнительного образования. Ориентиры, указанные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в этой связи, предполагают неукоснительное, планомерное, всестороннее развитие данной системы образования. Возможность удовлетворения дополнительных образовательных потребностей должна быть обеспечена для подавляющего большинства (75%) детей и юношества России.

Это небольшая преамбула, дальнейшие рассуждения касаются отношения государственных чиновников нашей республики к решению задач в области системы детского дополнительного образования, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации, а также реакции на статью Заура Фарниева о Республиканском детском эколого-биологическом центре.

Последствий опубликованной статьи долго ждать не пришлось. Через пару часов после публикации меня вызвали в минобр для дачи объяснений по ее поводу. «Вы руководитель государственного учреждения и прежде, чем публично о чем-либо высказаться, обязательно должны поставить в известность выше стоящего руководителя» - почти дословная фраза первого зам.министра образования РСО-Алания Башариной Л.В.. Суть оригинального выражения полностью сохранена.

До сих пор я думал, что любой гражданин Российской Федерации может свободно выразить свое мнение по любому вопросу, любым способом, не оскорбляющим честь и достоинство других людей и не наносящим ущерб безопасности нашего государства. В данном случае я отстаиваю ее безопасность, так как настоящая опасность для любой страны кроется в безразличном либо показушном отношении к созданию полноценных условий для воспитания и разностороннего развития детей – нашего будущего. Важность этого вопроса трудно переоценить. Президент Российской Федерации однозначно выразил свое отношение к роли дополнительного образования детей и закрепил это в своих указах. И вот вопрос: почему учреждения и кадры дополнительного образования в РСО-А сокращаются, что прямо противоречит политике Президента Российской Федерации?

А в данном конкретном случае я, всего лишь, ответил на несколько вопросов журналиста о нынешнем состоянии и причинах ликвидации государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Республиканский детский эколого-биологический центр». Кстати, о причинах-то я ничего и не мог сказать, потому, что не понимаю их. По словам представителей минобра, процесс ликвидации трех учреждений дополнительного образования детей и создание вместо них одного нового многопрофильного приведет к улучшению условий для обучения детей и для работы педагогов. То есть, цель ликвидации – повышение качества дополнительного образования детей за счет улучшения материальной базы и условий реализации образовательной деятельности, которыми будет обладать новое образовательное учреждение.

Однако, на деле ничего этого не произойдет по простой причине – в республике ничего не сделано для того, чтобы организовать новое современное многопрофильное учреждение дополнительного образования, способное объединить такие наукоемкие направления, как естественнонаучное и техническое (за исключением Кванториума, строящегося на федеральные средства при частичном республиканском софинансировании, ликвидируемые учреждения к этому объекту не будут иметь никакого отношения). И, следовательно, ликвидация трех действующих учреждений дополнительного образования детей и, соответственно, отчуждение их имущества – единственный реальный результат всех манипуляций чиновников минобра республики, который, безусловно, поправит положение республиканского бюджета. Все остальное – сказки и профанация с целью создания видимости активной работы по обновлению системы дополнительного образования республики в глазах федеральных властей.

Выслушав оценку за данное мною интервью, как неэтичное поведение, задам следующие вопросы. А ликвидировать тихим сапом, без открытого общественного обсуждения последствий этой ликвидации, три детских учреждения этично? А говорить о кардинальном изменении условий для обучения детей и организации работы педагогов в лучшую сторону, при этом, не собираясь тратить ни одной копейки на решение этого вопроса, этично? А заявить, что из всех работников детского эколого-биологического центра в новое учреждение будут приняты лишь 10 педагогов и один руководитель, а остальные в новом учреждении не нужны этично? А лишать детей города единственной отдушины, позволяющей хоть как-то разбавить асфальтобетонные будни детского отдыха в лагерях дневного пребывания на базе школ, это этично?

А не использовать территорию площадью аж 6,2 га, ныне принадлежащую республиканскому детскому эколого-биологическому центру, для организации детского отдыха, создания достойных условий для юных натуралистов, юных авиамоделистов и судостроителей, юных туристов, для реализации современных перспективных проектов в области дополнительного образования - это просто преступление. Как правило, именно отсутствие земельных площадей с удобным расположением и наличием необходимых коммуникаций является препятствием для развития детской образовательной и досуговой инфраструктуры. В нашем же случае основное препятствие – отсутствие доброй воли государственных чиновников разных уровней, по всей видимости, им абсолютно не интересна эта тема, у них гораздо более важные задачи. А мы просто выживаем, терпим и надеемся, что найдутся все-таки на земле гордой Осетии мужи, думающие и о будущем нашей республики - о детях.

Чему удивляться, если на расширенной коллегии минобра , обсудившей вопрос о состоянии дополнительного образования в нашей республике констатировано, что, по результатам проведенного минобром мониторинга, техническое и естественнонаучное направления пользуются наименьшим спросом и в силу их невостребованности социумом, следует подумать, нужны ли они в образовательном пространстве нашей республики в таком виде или нет.

Очень странная постановка вопроса. Разве можно делать вывод о важности и привлекательности какого-либо образовательного направления лишь по показателю количества присутствующих на занятии детей. Это суждение дилетантов. Важность технического и естественнонаучного направления в образовании детей провозглашается на самом высшем уровне власти Российской Федерации. И не это надо было бы обсуждать, не ограничиваться констатацией статистики, а разобраться в причинах и определить задачи, решение которых позволило создать достойные материально-технические, и только после этого, методологические условия для реализации этих образовательных направлений. Только тогда они станут по-настоящему привлекательными и интересными. Важность их непререкаема в гражданском обществе, заботящемся о своем будущем.

А сейчас Республиканский детский эколого-биологический центр и Республиканский центр детского технического творчества находятся в том состоянии, в котором находятся (ОНИ СОХРАНЕНЫ !!!), только благодаря самоотверженному труду коллективов этих учреждений, за что им следовало бы сказать хотя бы спасибо…хотя бы в ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД!

На мой взгляд, в минобре сложилась не очень хорошая практика, когда сиюминутная экономическая целесообразность при принятии решений ставится выше оценки перспективных последствий этих решений по принципу «после нас - хоть потоп». При этом, ответственные чиновники минобра, очевидно, считая, что уровень их опыта, компетентности, дальновидности и глубокого чувства ответственности перед жителями Осетии за будущее системы образования нашей республики вполне достаточен для того, чтобы, как лихой капитан, крутить штурвал нашей истерзанной системы образования, что называется «из огня да в полымя». Подавляющее большинство работников дошкольного, среднего, общего, дополнительного и среднего профессионального образования на последнем дыхании (деваться некуда), подавляя свое внутреннее негодование, не получая никакого удовлетворения (ни морального, ни материального) продолжают исполнять свои обязанности в ожидании, что это мракобесие все-таки когда-то закончится.

Система дополнительного образования нашей республики зарекомендовала себя в образовательном пространстве Российской Федерации как серьезная, работоспособная, обладающая качественным кадровым потенциалом, способная решать задачи федерального масштаба. Недаром площадкой для первого всероссийского конкурса «Воспитать человека» избрана Республика Северная Осетия-Алания. И коллективными усилиями всех государственных учреждений дополнительного образования под руководством начальника отдела дополнительного образования МОиН РСО-Алания, тогда Тебиевой Е.Ш., мероприятие было организованно и реализовано, и получило федеральную оценку, как проведенное на высочайшем уровне качества. И это не единичный пример.

Это недавнее прошлое, и тогда финансирования не хватало, но было совершенно другим взаимодействие минобра с подведомственными учреждениями. Мы были единой командой, и прийти на выручку друг к другу в любой ситуации было нормальным в наших взаимоотношениях. Мы, единым фронтом стояли за каждое из образовательных учреждений нашей республики, поэтому длительный период удавалось сохранять Моздокские станции юных натуралистов и техников, Кировскую и правобережную станции юных натуралистов. Сейчас этих учреждений дополнительного образования больше нет. Причем Кировская СЮН прекратила свое существование в прошлом году. Формирование образовательного пространства на уровне субъекта Российской Федерации с созданием условий полноценного, эффективного функционирования всех его систем не возможно без взаимодействия команды единомышленников.

Когда-то мы были такой командой, сейчас – нет. Как можно перекроить целую образовательную систему, в данном случае это система дополнительного образования, без учета мнения тех людей, которые десятилетия своей педагогической деятельности положили на алтарь дополнительного образования? Не привлекать тех, кто имеет большой практический опыт в дополнительном образовании, когда речь идет о выборе приоритетов в направлении развития системы дополнительного образования? Как оказалось, можно. Нужно только иметь высочайший уровень пренебрежительности и неуважения к тем людям, чьи судьбы волею случая оказались в доступности для вмешательства государственных чиновников минобра нашей республики.

Формирование образовательного пространства субъекта РФ, безусловно, прерогатива соответствующего органа управления в этом субъекте. Однако, при этом, очень важен учет основного фактора любой образовательной системы – человеческого.

Я уже почти 30 лет работаю в Детском эколого-биологическом центре. Преодолено немало невзгод и трудностей самого различного характера. Моему министерскому начальству очень смешно, когда я говорю, что каждый метр этой земли обильно полит потом наших педагогов и юннатов. Это место в 60-ые годы прошлого столетия было свалкой, но благодаря усилиям работников станции юных натуралистов и юннатов земля очищалась. Даже на начало моей трудовой деятельности такая работа еще продолжалась. Мы расчистили участок в 0,5 га, при этом вывезли 18 тракторных прицепов мусора и камней. Распланировали и высадили ореховый сад, несколько лет ухаживали за ним, а потом его передали вновь открывшемуся детскому реабилитационному центру для его нужд. И это маленькая толика тех усилий, которые позволили сохранить учреждение в его нынешнем состоянии.

Ликвидация приведет к потере работниками нашего учреждения рабочих мест. Разумеется, это коснется и меня. И я уже получил надменное обвинение в свой адрес, что мое выступление – это решение «шкурной» проблемы, лично моей, и других проблем здесь нет. Не стану отрицать, работу терять не хочется, другого достатка не имею, да и вложил я всю силу и энергию в это учреждение честно, без остатка. ОНО и есть моя жизнь, как мне смотреть спокойно со стороны, как ее бесцеремонно коверкают, просто потому, что кто-то имеет возможность это делать.

Что бы обо мне не говорили, я беспокоюсь о судьбе своих подчиненных, ведь большинство из них окажутся без работы. Значительная часть наших работников - предпенсионного возраста. Кто их возьмет на работу? И может это на чей-то взгляд совсем не правдоподобно, но мы, каждый член нашего трудового коллектива, с болью и горечью думаем о будущем детей нашего города, которые будут лишены маленького чуда – волшебной детской страны на 6 гектарах земли. Она могла бы быть создана, там многому могли бы научиться ребята и попробовать себя в совершенно разных областях человеческой деятельности, выбрать то, что интересно и полезно, с чем жизнь в дальнейшем не будет им в тягость. А жизнерадостный человек для общества несет только свет и добро. Это и есть забота о будущем. И я глубоко убежден в том, что никакие финансовые и экономические трудности в муниципальном образовании, на уровне региона, всей России не должны решаться за счет ликвидации детских образовательных учреждений.

Выражаю глубокую благодарность Зауру Фарниеву за предоставленную возможность использования его интернет ресурса для публикации данной статьи.

Директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Республиканский детский эколого-биологический центр»

Газдаров М.Д.

Комментарии решения комиссии минобра

1. Сохранение существующего уровня обеспеченности граждан услугами дополнительного образования естественнонаучной направленности. По умозаключению председателя Комиссии по оценке последствий ликвидации Республиканского детского эколого-биологического центра Башариной Л.В. 10 ставок педагогов дополнительного образования, которые планируется ввести в штатное расписание предполагаемого нового многопрофильного учреждения дополнительного образования, позволят организовать учебный процесс для детей Владикавказа с тем же качеством и эффективностью, как это сейчас реализуют 38 работников центра, включая и обслуживающий персонал. Именно он позволяет сохранять здание и учебно-опытный участок в пригодном для использования в учебных целях состоянии, обеспечивает сохранность имущества. Т.е. произойдет снижение существующего уровня обеспеченности граждан услугами дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Ничего не сказано о дислокации, так называемой, новой образовательной организации. Умышленно, потому, что это замена «шила на мыло». Здание детского технического творчества почти такого же качества и площади, как и здание нашего детского экологического центра. Только члены данной комиссии решили, что разнонаправленную образовательную деятельность Республиканского детского экологического центра и Республиканского центра детского технического творчества лучше и эффективнее организовать в одном здании, в котором мест недостаточно даже для одного из этих учреждений. Т.е. произойдет снижение существующего уровня обеспеченности граждан услугами дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Зачем ликвидировать образовательное учреждение, изымать его имущество, чтобы потом опять ему его предоставить, не говоря о том , что при этом условия пользования этим имуществом станут неблагоприятными для организации образовательного процесса, так как здание предполагаемой новой образовательной организации расположено в парке Жуковского, что примыкает к ГГАУ, а материальная база для учебной деятельности – в районе водной станции. Это недальновидность либо злой умысел. Т.е. произойдет снижение существующего уровня обеспеченности граждан услугами дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Почему-то члены высокой комиссии по оценке последствий ликвидации РДЭБЦ напрочь забыли о его здоровье сберегающей функции. Место под станцию юных натуралистов, а ныне РДЭБЦ, было определено в 1958 году. Тогда руководство нашей республики, и в частности образования, проявило свою дальновидность и заботу о детях Владикавказа и выделило участок под строительство станции юннатов в курортной зоне на южной окраине города вдали от автострад и промышленных объектов, в непосредственной близости от поймы реки Терек. Лучше места для пребывания детей во Владикавказе нет. Чего не скажешь о месте расположения предполагаемой новой образовательной организации: находится в центре Владикавказа по ул.Кирова, в черте оживленных автострад. Т.е. произойдет снижение существующего уровня обеспеченности граждан услугами дополнительного образования естественнонаучной направленности.

2. Возможность негативных последствий не установлена. А какие позитивные? И для кого или чего? Для организации образовательного процесса – нет, для улучшения экологической обстановки пребывания детей –нет, для модернизации материальной базы естественнонаучного направления дополнительного образования – нет, для улучшения социального положения работников – нет. Но тогда зачем вся эта возня вокруг детского образовательного учреждения и почему местом дислокации предполагаемого нового учреждения не выбрана территория Республиканского детского эколого-биологического центра, а процедурой его образования – слияние, когда вся материальная база обоих детских образовательных организаций действительно осталась бы в ведении нового учреждения, в том числе и вся земельная территория? При этом обсуждение негативных последствий стало бы не столь актуальным, а оба направления дополнительного образования детей получили бы потенциальную возможность перспективного развития. Что касается штатов новой образовательной организации, так это не проблема. Сокращать и урезать их – практика, ставшая обычной, нормальной в системе образования нашей республики в течение последних полутора лет.

3. ------

4. Здание РДЭБЦ спроектировано специально для учреждения естественнонаучной направленности. Классов, в традиционном понимании, не нужно. А вот лаборатории (агрохимическая, микробиологическая) нужны, и для их размещения уже есть условия, но нет их самих. О чем и следовало бы минобру, как заботливому учредителю, а не безразличному функционеру, позаботиться, помочь, а не ставить палки в колеса, не доводить детскую образовательную организацию до полного истощения, а затем утилизировать, как ненужный хлам, что первые лица минобра нашей республики сейчас и пытаются сделать. А фраза из закона об образовании о том, что имущество (в том числе и земля), изъятое при ликвидации Республиканского детского эколого-биологического центра в полном объеме будет направлено на цели развития образования вовсе не означает, что оно вернется в полном объеме и на тех же условиях именно вновь образуемой многопрофильной образовательной организации дополнительного образования детей. А цели функционеров от минобра нашей республики, как показывает практика, могут быть самыми непредсказуемыми и неоднозначно позитивными.

5. Имущество будет закреплено за новым учреждением в полном объеме и не последует уменьшения уровня оснащенности образовательного процесса. И земля? Все 6,2 га? Тогда для чего весь этот сыр-бор? Только для того, чтобы на 70% сократить штаты? Так это в высшей степени безнравственно, вот так просто взять и выбросить на улицу людей, которые, практически, всю свою жизнь посвятили дополнительному образованию детей, и делали свою работу честно и качественно на столько, на сколько позволяет существующее материально-техническое обеспечение нашего учреждения. Так в чем действительный умысел этой ликвидации?

6. 18 человек педагогов из которых 8 – совместители. Во-первых, совместительство не запрещено, а, во-вторых, такое количество совместителей оговорено с министром образования, как временное явление, с целью перераспределения кадрового потенциала для реализации проекта по патриотическому воспитанию детей «Мир, в котором я живу». Реализация проекта стала возможной благодаря участию и победе Республиканского детского эколого-биологического центра в федеральном конкурсе проектов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в 2017 году. Так, что данное обстоятельство отпадет само собой в октябре 2018 года, когда завершится последний этап проекта «Мир, в котором я живу». Помимо этого с министерством финансов уже оговорено сокращение 4,5 единиц наших штатов. Т.о. наблюдается явное намерение минобра сформировать мнение о необоснованной раздутости штатов РДЭБЦ и обосновать решение комиссии о соответствии последствий ликвидации ГБУДО РДЭБЦ требованиям минимизации социальных рисков при ликвидации, тем самым вводя общественность в заблуждение.

7. «Ликвидация образовательного учреждения направлена на повышение доступности качественного образования…» - смешное сочетание слов. Это возможно лишь при условии, что база вновь создаваемого образовательного учреждения кардинально отличается в лучшую сторону в сравнении с ликвидируемой. Ничего подобного нет. А комиссия опять хлопает в ладоши.

Так что же происходит и ради чего все это? А героев, взявших на себя ответственность за принятие решения о благотворности ликвидации Республиканского детского эколого-биологического центра для экологического, патриотического, нравственного воспитания, предоставления возможности непосредственного общения с природой, ощущения ее красоты и хрупкости, важности ее сохранения под руководством чутких педагогов нашего центра для ваших детей, дорогие владикавказцы, вы должны знать в лицо. Надо же будет благодарить кого-то за это будущее.