Причудливые «каменные сады», кружевные арки, ажурные столбы и застывшие фигуры мудрецов и драконов, которые словно ждут волшебного прикосновения, чтобы пробудиться от тысячелетнего сна, – это не декорации для сьемок нового фэнтези, а удивительная работа воды и камня. Ни один скульптор не смог бы создать более величественной картины, которая открывается перед посетителем «Тростниковой флейты» – карстовой пещеры на юго-западе Китая.
Богатое воображение – ничто по сравнению с причудливостью каменных скульптур. Мягкие известковые породы, растворяясь в воде в течение сотен лет, рождали диковинные формы кальциевых натечностей, которые покрыли все стены пещеры.
Сокровищница
На юго-западе Китая, на территории нескольких провинций, размещается обширная область карстообразования – самая большая в мире. Она скрывает в своих недрах целую сеть каменных лабиринтов, гротов и ущелий, по которым потоки воды с поверхности проникают внутрь земли, образуя более трех тысяч подземных рек. Их протяженность порой может достигать десяти километров. Хотя ширина таких потоков незначительна, в отдельные дождливые сезоны они способны переносить с собой колоссальный объем воды, равный объему великой Хуанхе.
Под таким натиском легкорастворимые породы порождают настоящие произведения искусства. Невысокие горы, сложенные известковыми породами и доломитами, прячут от людских взоров целую сеть карстовых пещер, которые тянутся вглубь Земли, порой на многие километры. Где-то там, глубоко во мраке, таится целый подземный мир, в который не ступала нога человека.
Пещера «Тростниковая флейта», расположенная на склоне горы Гуанминшань, не отличается значительной протяженностью. Ее длина составляет всего лишь 500 метров. Но широкие, до 240 метров галереи с высокими сводами, зубчатыми выступами и каменным «лесом» поражают своей масштабностью и величием. Сотни тысяч сталактитов и сталагмитов, словно инь и ян, устремляются навстречу друг другу в надежде слиться когда-либо в одно целое. Мифические картины, созданные природой, тонко подчеркнуты умелыми руками человека. Современная «Тростниковая флейта» осветилась огнями сотни разноцветных неоновых светильников, порождая удивительный мир видений.
Благодаря непрерывности натечностей, обширные залы пещеры словно перетекают один в другой, образуя при этом эффект единого пространства. Живописное «убранство» гротов и галерей носит столь же красочные названия: «Башня дракона», «Хрустальный дворец», «Заря в львиной роще» и многие другие, не менее интересные.
В логовище великого дракона
Пещеры в Китае состоят на особом счету. Занимая центральное место в истории и мифологии, они являются священными. Считалось, что пещеры – это исконное жилище дракона. По древним преданиям, именно здесь зародилась жизнь всего сущего на Земле. Такое своеобразное мировоззрение способствовало тому, что в пещерах строили буддистские храмы и монастыри, высекались каменные статуи, это были места паломничества и уединения для просвещения. Следуя даосской традиции, китайцы издревле называли карстовые пещеры «дунтянь», что переводится как «небесные гроты», которые слыли символом рая.
«Тростниковая флейта» не стала исключением. Ее каменные стены испещрены наскальными рисунками, стихами и надписями. Самые ранние из них датируются первым тысячелетием нашей эры – это было время правления великой династии Тан. Не исключено, что в давние времена в гротах пещеры существовали святилища для местных общин, в которых раскуривали благовония и проводились священные обряды или искали уединения монахи, дабы в тишине и медитации познать истину просветления.
Огромные каменные залы служили укрытием и для наших современников. Во времена Второй мировой войны мирное население близлежащих деревень находило здесь убежище от свистящих над головой снарядов.
Каменные изваяния
Лабиринты известняковых и доломитовых столбов, цветочные узоры кристаллов гипса, скалистые мосты, зубчатые своды, чередование гротов и узких переходов увлекают за собой в необычайный подземный мир, который создавался силой природы на протяжении 180 миллионов лет. Капля за каплей пробивая себе путь в извилистых трещинах, вода растворяла горные породы и, стекая по скалистым стенам и сводам, рождала сталактиты, сталагмиты, обширные натечности и многие другие виды минеральных отложений самой причудливой формы.
Чтобы «вырастить» эти живописные каменные «джунгли», природа запаслась нескончаемым терпением. Ведь на создание десяти сантиметров сталактита может уйти не одно десятилетие. В среднем скорость минерализации для кальциевых сталактитов и натечностей составляет около 0,03–0,1 мм в год. При этом сталагмиты растут еще медленнее, образуясь из той же капли воды, сорвавшейся с вершины сталактита. Она отдает незначительные остатки молекул кальция на строительство каменной вертикали, которая через миллионы лет станет настоящим природным шедевром.
Интенсивность роста минеральных отложений зависит от множества факторов, среди которых самые основные – это степень насыщенности растворов и количество углекислоты, которая варьирует по сезонам. Это влечет за собой изменение в концентрации растворов и в способности кристаллизоваться, что в значительной мере влияет не только на скорость роста сталактитов, но и, что немаловажно, на их форму.
Подземные лабиринты
Прогулка по широким залам обещает захватывающее зрелище – игра света и тени создает неповторимые каменные пейзажи. Удивительные настенные натечности предстают то в форме огромных органных труб, то в виде застывшего водопада, который грозит обрушиться на дно пещеры. Каменные столбы напоминают окаменелые кораллы, которые некогда обитали в теплом юрском море, плескавшемся на месте этих скал.
Один из залов напоминает настоящий сад, где распускаются цветы невиданной формы и красоты. Переплетение рельефных столбов и особое чередование света и тени побуждают воображение рисовать самые удивительные картины. Кисти остроконечных выступов больше напоминают не скалистые отростки, а нежные морские актинии, которые в свете неоновых ламп выглядят особенно загадочными.
Автор: Ирина Блинова