Мода существует на все - на одежду, обувь, интерьер, книги. И, разумеется, на столовую сервировку. Модные тенденции на одежду наши женщины, умнички, усвоили довольно быстро: пересели из шпилек на стрип-платформе в балетки и слипоны, стерли с лица боевую раскраску и выкинули мини с кружевными оборками. И конечно, перестали подбирать сумочки к туфлям.
Почему? Потому что современная эстетика не любит того, что в английском языке называется термином matchy-matchy - то есть когда все слишком подобрано в тон и цвет, прилизано и гладко. В тренде естественность и даже легкая небрежность. На сервировку этот тренд тоже распространяется - конечно, с рядом оговорок.
Вот перед вами классический советский сервиз - Дулёво, декор “Сирень”. У многих такой стоит дома - но, что удивительно, фабрика продолжает выпускать их и сегодня как 40 лет назад. Мы видим тут один, абсолютно одинаковый декор, повторенный миллион раз на каждой чашке и плошке. Это недорогая деколь - попросту, переводная картинка, которую можно сколько угодно лепить на любые предметы сервировки.
Такие сервизы были роскошью лет 40 назад. Тогда “все одинаковое” на столе демонстрировало возможность семьи купить разом полноценную сервировку - в противоположность бедной, неопрятной сервировке “с бору по сосенке”. К тому же в такой “одинаковости” был практический смысл. Во-первых, дефицит, в магазинах ничего нет, зарплаты “молодого специалиста” точно не хватит на антикварную посуду. Во-вторых, половина страны только что в прямом смысле слова вышла из деревни. Вы помните, что при Сталине советскому колхознику паспорт на руки не выдавался? В интернетах до сих пор спорят, когда их массово стали раздавать - при Хрущеве, в 1959 году, или уже при Брежневе, в 1974. Для нас это неважно, главное - неумолимая статистика свидетельствует, что в 1962 году городское население в СССР впервые превысило сельское - так или иначе, люди переселялись в города.
Никто не учил наших бабушек тонкостям сервировки, да и фамильного фарфора у них не было. Поэтому большинству оставалось довериться отечественной (или, кто побогаче, чешской) промышленности - как на фабрике сделали, так и ставь на стол, не ошибешься. Идея “одного сервиза” культивировалась - именно так рисуется правильная подача в “Книге о вкусной и здоровой пище”, единственной Библии советских домохозяек.
А что сейчас? Вот вам несколько примеров для подражания. Да, это люксовые фабрики, которые по карману далеко не всем. Я не призываю их покупать, но проникнитесь идеей!
Коллекция Amazonia от Villeroy&Boch. Да, декор везде похожий, в одном стиле, но - разный! Никаких инкубаторских бабочек, повторенных на всех чашках с навязчивостью, свойственной рисункам патологических педантов.
Rosenthal, Versace - образец роскоши. Декор с узнаваемой головой Медузы Горгоны и узором “меандр” сам по себе диктует повторяемость линий. Но перед вами три тарелки - и все они декорированы по-разному. Это особая, избыточная роскошь - дизайнерам как будто мало одного рисунка, чтобы показать свое мастерство, и они каждую новую чашечку используют для того, чтобы придумать что-то эдакое.
Ну и легендарный английский Wedgwood. Уж казалось бы, строгие англичане остались в стороне от всех этих сиюминутных трендов? Ничуть! Вот коллекция Butterfly Bloom и в ней нет двух вещиц с одинаковым рисунком - хотя, разумеется, стиль везде один. Все вместо создает волшебное ощущение цветущего луга. Тогда как навязчиво повторяемый традиционный декор рождает ассоциации скорее с официальным приемом в провинциальной обладминистрации - где отсутствие вкуса и манер с лихвой возмещается чопорностью.
Разумеется, 40 лет назад и Wedgwood выпускал сплошное matchy-matchy. Просто тогда была другая мода!
Вывод из этого очень прост: задумавшись о сервировке, предпочтите простой белый фарфор хорошего качества и “разбавьте” его несколькими красивыми предметами других серий. Сервированное блюдо, салатник, заварочный чайник, менажница - можно позволить себе любую роспись и золотые отводки, ведь эти предметы нет необходимости ставить в СВЧ или мыть в посудомойке. И конечно, как никогда тут уместны остатки бабушкиного сервиза. Уцелело всего пара тарелочек? Не расстраивайтесь, не “докупайте” такие же у “антикваров”! Превратите их в блюдца для подачи пирожных или нарезки. Это называется “accent plate” - акцентная тарелка.
И, конечно, разбавляйте старую посуду (даже очень красивую) новыми мелочами. Ваш дом не должен производить впечатление жилища обедневшей аристократии, которая последние полвека не могла себе позволить новую солонку! Кстати, как раз эти мелочи - солонки, подставки для специй, салфеток - лучше брать современные, хромированные. Просто потому, что они удобнее фарфоровых. А удобство важнее всего.