Если думаете, что этот фестиваль – всего-навсего андеграундная тусовка, вы ошибаетесь. «Первая ласточка» – прежде всего, мультикультурная выставка молодых талантов.
С 21 по 29 апреля на творческой площадке в здании Бытмаша (Петрозаводск, Комсомольский пр.) выставлялись работы мастеров из России и других стран. Там можно было ознакомиться с произведениями художников, скульпторов и дизайнеров, поучаствовать в мастер-классе по линогравюре с Димой Шаньгой, посмотреть, как создают картины Лю Блю и Виктор Горностаев, стать свидетелем перфоманса «HAIR’SBOOM» об ощущениях парикмахера в процессе создания нового образа человека. Увидеть выступления коллективов живой и электронной музыки, а также приобрести понравившиеся работы на аукционе, завершающем фестиваль.
На выставке творчество было повсюду: на белых обшарпанных стенах, на дверях и под потолком. Сделаешь шаг влево – увидишь графические картины RottenFantom о силе природы, а чуть дальше Андрей Dickey на небольших листах уместил уличные граффити, развернёшься и глядя на картины Макса Рогова попадёшь в мир диджитал-арта. Лишь несколько комнат заполнены работами художников, но взгляд не уставал каждый раз улавливать новые элементы искусства. Казалось, что-то всегда ускользает из поля зрения, поэтому круги по комнатам наматывались сами собой.
Вопросы рождались сами собой, на них смог ответить куратор выставки Виктор Горностаев.
– Виктор, как возникла идея провести фестиваль?
– Я изначально планировал сделать небольшую выставку близких по духу творческих людей, соратников, коллег, друзей, но 15 человек неожиданно превратились в 60, и это вылилось в фестиваль.
– Много людей посещает выставку?
– В день открытия было около 150-200 человек: участники, неравнодушные к молодому искусству посетители, друзья художников и музыкантов и люди, которые пришли послушать музыкальные проекты. Мы, конечно, предполагали, что придёт больше людей.
– Какова цель выставочной площадки?
– Для нас как организаторов, это стремление помочь молодым художникам открыть себя, провести выставку молодых творцов. Первый выставочный опыт для каждого художника или мастера даёт более чёткое понимание, какой посыл, высказывание хотел бы донести автор до зрителя. Не менее важен опыт в продумывании логики вывешивания серий работ, вписанных в отведённое пространство. Это впоследствии приведет к уже более осмысленным попыткам поучаствовать на официальных профессиональных площадках и галереях.
Кроме того, подобные мероприятия делают их увереннее. Например, удивительный карельский молодой художник под псевдонимом Ветка Вереска. Может, без этой выставки девушка и продолжила бы выкладывать свои произведения в Интернет и ничего более. Многие творцы прошли с нами через несколько выставок, и их прогресс действительно заметен. Если раньше они выставляли рисунки, то сейчас это полноценные картины в рамах.
– На «Первой Ласточке» представлено много художников и дизайнеров. Большинство всё же из Петрозаводска. Что их отличает от других?
– Несомненно, северная природа оказала на них огромное влияние. Мотивы лесов, болот, озёр присутствуют в картинах. В работах «хенд-мейд» мастеров можно увидеть силуэты природы, стремление к простоте, которое ей присуще.
– При слове «андеграунд» я представляю тёмное подземелье, туннели и станции метро. Не сразу приходит ассоциация с искусством и тем более с «Первой Ласточкой». Почему выбрали такое название для фестиваля? Почему бы не назвать его «Кротом», чтобы подчеркнуть идею андеграундности?
– Слово «андеграунд» не должно быть ключевым при описании фестиваля, ведь он, прежде всего, об искусстве и способах самовыражения. В свою очередь, название «Первая Ласточка» звучит хорошо. Ласточка – символ весны, когда всё обновляется и духовно сподвигает на нечто новое – как людей, так и окружающую природу. Своим образом птица представляет собой утонченность, нежность, изящность, которая присуща участникам фестиваля. Их произведения, как и ласточку, трудно поймать и легко упустить.
***
Посетив «Первую Ласточку», я захотела чаще и глубже окунаться в мир современного искусства. Сперва кажется, что это странные, непонятные работы, но затем понимаешь, что это не так. За каждой картиной своя история, и нужно постараться её разглядеть.