Philips – уникальное явление в мире крупного бизнеса. Небольшое семейное предприятие, основанное в Нидерландах более века назад, сегодня находится в списке самых успешных международных корпораций. Что же позволило маленькому семейному делу опередить конкурентов и завоевать мировой рынок? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся на 127 лет назад, когда история Philips только начиналась.
Семейное дело
История компании Philips берет свое начало в 1891 году, когда зажиточный купец Фредерик Филипс вместе со старшим сыном Герардом основал в Нидерландах небольшое предприятие по производству ламп накаливания.
Первая фабрика Philips, открытая в 1892 году, поначалу больше напоминала мастерскую – на предприятии работало всего около десяти человек. В жилых домах еще не было проводки, поэтому основными покупателями ламп были фабрики и мануфактуры. О громких успехах речь пока не шла: небольшие партии товара продавались с трудом, так как производством ламп занимались многие конкуренты.
Тогда Филипс-старший решил привести в бизнес своего младшего сына Антона, который отличался блестящими коммерческими способностями. Он помог быстро заполучить много клиентов – как в Голландии, так и за ее пределами. Расширение зон влияния и постоянное совершенствование технологий определили дальнейший успех компании.
ХХ век: изобретения, изменившие мир
Очень скоро Philips удалось стать крупнейшим европейским производителем ламп накаливания. На фабрике трудились 400 сотрудников, а торговые представительства работали в 28 странах.
Одним из потребителей продукции Philips была и Россия: в страну поставлялось 150 тысяч ламп, треть из которых использовалась для освещения Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Концерн Philips активно развивался: строились новые производства, открывались исследовательские лаборатории и дочерние компании. За свои заслуги Philips даже получила приставку «Royal». Cама королева Нидерландов Вильгельмина предоставила компании право именоваться королевской, признав высокое качество и технологичность продукции.
В 1918 году Philips представила свой первый медицинский продукт – рентгеновскую трубку. Разработки в области радиологии и медицинской визуализации продолжаются и по сей день, делая Philips одним из самых передовых производителей оборудования в сфере здравоохранения.
В 1920-е годы стало ясно: будущее за радио. В 1923 году компания представила свою первую радиолампу Miniwatt, а уже спустя два года занялась полномасштабным производством радиоприемников.
Еще одним перспективным направлением являлось телевидение. Планы по масштабному производству телевизионных приемников нарушила Вторая мировая война, в ходе которой четверть фабрик Philips была разрушена.
Однако уже к 1960-м годам в своих разработках в области телевизионного оборудования компания обогнала Великобританию и США, поспособствовав популяризации не только черно-белого, но и цветного ТВ.
Следующей вехой в истории Philips стало изобретение транзистора – важного компонента в микроэлектронике, позволяющего преобразовывать слабый сигнал в гораздо более сильный. Появившийся в 1954 году первый транзисторный радиоприемник вытеснил лампы из всех электронных устройств.
Компакт-кассета Philips, представленная на берлинской выставке в 1963 году, стала следующим прорывом на рынке электротехники. Другие выдающиеся изобретения Philips того времени – портативный кассетный плейер, видеомагнитофон и кассетный аналоговый формат VHS.
Потребительские товары – одно из основных направлений деятельности Philips. Некоторые разработки компании в свое время произвели настоящий фурор – взять хотя бы электробритвы Philishave с вращающимися головками, которыми пользовались даже космонавты во время полетов. Кстати, моду на эти бритвы ввел не кто иной, как Джеймс Бонд! В фильмах про агента 007 именно электробритва Philishave 8894 помогала Бонду выглядеть безупречно.
В 1980-е годы обозначились основные направления Philips в сфере здравоохранения – производство оборудования для домашних медицинских систем, ультразвукового оборудования и устройств для наблюдения за пациентами.
ХХI век: инновации и вы
Сегодня корпорация развивается в двух основных направлениях – медицинские решения и потребительские товары. Philips занимает ведущие позиции в разработке инновационного оборудования для кардиологии, медицинской визуализации, неотложной помощи, а также в области персонального ухода и техники.
В 2016 году Европейское патентное ведомство подсчитало, что Philips второй раз подряд подала рекордное количество заявок на получение патентов. Сейчас компания с более чем 100 тысячами сотрудников имеет представительства в нескольких десятках стран.
Узнайте больше об инновационных решениях Philips, которые помогают сделать жизнь лучше!