Найти тему
Wild-camp.ru

Рай для интроверта

С командой WildCamp случилось знаменательное событие - мы побывали на благодатных черноземных территориях Республики Башкортостан, в самом центре ее природного великолепия - национальном парке Башкирия.

В один из дней сотрудниками парка для нас был организован пеший поход к водопаду Куперля. Александр Емельянов, инспектор национального парка, выступил в роли сопровождающего группы. Однажды приехав сюда из родного Оренбурга на практику, Саша так и остался здесь жить. И в этом желании мы его прекрасно понимаем. 

Александр Емельянов, инспектор НП "Башкирия"
Александр Емельянов, инспектор НП "Башкирия"

На обратной дороге с Куперли мне удалось поймать Сашин шустрый темп и задать пару вопросов. Привыкший к большим расстояниям, инспектор набрал приличный темп, возглавляя нашу колонну, и догнать его было непросто. Но я справилась.

- Саша, а на инспекторов учатся? – восстановив сбившееся дыхание, спросила я.

- Нет. Чтобы устроиться на работу инспектором, было достаточно одного из моих образований. И необходимо иметь, например, права на катер или на квадроцикл. [Прим. автора - Дополню лишь, что по одному из образований Саша – лесник, а по другому – егерь.]

- Права категории «B» подойдут? 

- Права – это важно, но основополагающим является образование. Если нет профильного, то тебя не возьмут.

- В целом много желающих работать на должности инспектора национального парка? 

- Нет. В России нехватка кандидатов для работы в ООПТ - больная тема. Зарплаты довольно низкие, а требования при приёме на работу специфичные.

Команда WildCamp по дороге на Куперлю
Команда WildCamp по дороге на Куперлю

- Ты очень смело идешь по тропам. Как проходит знакомство с территорией?

- Все просто. Я здесь уже два года, а это достаточный срок, чтобы выучить свой участок. Кроме того, мы проводим рейды с МЧС, и я был почти везде. Зимой на снегоходе. Летом-пешком или на "квадрике". Знакомство само собой получилось. 

- Ты берёшь с собой разные лесные девайсы, типа компаса?

- Компас у меня всегда лежит с собой, веревки моток тоже, жгут, от аллергии таблетки на всякий случай. 

- Хоть раз пригодилось что-то из твоего инвентаря? 

- Жгут я пока не накладывал профессионально. Но совместная работа с сотрудниками МЧС дала необходимые навыки. Когда турист попадает в сложную ситуацию, мы совместно с группой выезжаем на поиски. Территорию сотрудники МЧС знают хорошо. И уже на месте, попутно подлечивая, проводим спасательную операцию.

Карстовый мост и водопад Куперля
Карстовый мост и водопад Куперля

- Саша, каким образом туристы, попавшие в беду, сообщают о ситуации, в случае отсутствии связи в отдаленных уголках парка?

- Для таких ситуаций на территориях национальных парков и заповедников разработана система пропусков. Мы строго отслеживаем перемещения туристов. Держим руку на пульсе, так сказать. 

- Получается, что при получении пропуска туристы должны рассказать свой маршрут? 

- Обязательно. Им подробно объясняют, как себя вести в случае чрезвычайной ситуации. Каждое посещение туристом национального парка фиксируется в базе данных и отслеживается непосредственно от входа на территорию ООПТ до момента выхода из парка.

Команда WildCamp перешла брод и от этого счастлива
Команда WildCamp перешла брод и от этого счастлива

- Я даже не подозревала, что у этого входного билета-пропуска такая действительно важная задача. А когда люди возвращаются, вы их удаляете из базы посещений?

- Да, конечно. К сожалению, люди не до конца осознают значимость пропускной системы. Это же их страховка во время нахождения на заповедной территории. Заплатив всего 100 рублей на входе в парк, туристы могут быть уверены в том, что при потере связи или в случае их невозврата на базу, будет направлена спасательная группа на поиски. Но объяснить туристам, казалось бы, простые правила подчас очень сложно. Отказываясь понимать, что пересекли границы жилой местности и попали на земли национального парка, люди не принимают наших правил и законов.

- Все меняется и эта ситуация тоже поправима. 

- Соглашусь. За два года, что я здесь, у нас в лучшую сторону изменилась ситуация с браконьерами. На моем и на соседнем участке только один случай нападения за два года. С рыболовными сетями тоже интересно. Раньше по 20-30 за сезон находили. А уже года полтора по четыре - пять. Хороший показатель нашей работы.

- Как вы смогли добиться таких качественных результатов? 

- Грамотно выстроенный график. У нас ненормированный рабочий день. Есть группы инспекторов, которые вышли на службу в 9 утра, сходили на обед, в 6 утра домой вернулись. А кто-то иной раз в полдень на пару часов выйдет проверить документы у гостей леса, а потом домой уйдет до вечера отсыпаться. А часов в 8 вечера уже снова на ногах, и с наступлением ночи пойдет ловить браконьеров.

Река Нугуш с высоты птичьего полёта
Река Нугуш с высоты птичьего полёта

Стоило мне отвлечься на поле с Таволгой, как Саша убежал далеко-далеко вперед. Порой смотришь на человека и кажется, что он родился, чтобы жить здесь. Для такой работы, как инспекторская, на мой взгляд, надо быть немножко интровертом и, конечно, жить в полном согласии с собой. Потому что не каждому дано находиться месяц на кордоне и быть от этого самым счастливым человеком на свете.

Больше интересных интервью и статей, а также возможность самим побывать в самых отдаленных уголках России, на сайте проекта WildCamp

ТАРАБРИНА ИРИНА

Директор по развитию WildCamp