Пайщики отбились от Сабаткоева и пришли в Верховный суд
В ВС Северной Осетии на завтра назначен процесс, который поставит точку в истории борьбы за имущество Севоспотребсоюза, организации, владеющей многомиллионной недвижимостью в районах республики.
О попытках руководства республики, в частности, первого вице-премьера Ахсарбека Сабаткоева вопреки законодательству и конституции республики захватить власть в этой организации, подробно http://alania24.ru/mobile/news/post/pravitelbstvennyy-reyder.
Верховный суд должен решить, оставить ли в силе решение Ленинского суда о законности избранных пайщиками руководителей организации.
Напомню, что последние 10 лет руководителем организации являлся Эльбрус Огоев, который сделал, вопреки уставу организации, председателем правления собственного сына, ревизором племянницу и начал активно распродавать имущество. По данным бухгалтерского отчета организации, до начала работы Азамата Огоева в системе потребкооперации насчитывалось 1370 объектов, из них крупных - 987, мелкой розничной торговли - 383. За время руководства Огоевых организация лишилась более 60 финансово особо привлекательных объектов: здания на Промышленной улице, в котором теперь располагается завод «Забава», нынешнего здания фирмы ДЮБУА, были проданы рынок «Привоз» и гостиница «Колос» на улице Пушкинской, ресторан «Космос» в Беслане, хлебзавод, пищекомбинат, райпо в Ардоне. И это далеко не полный перечень имущества, которое ушло за бесценок. Последняя потеря организации - торгово-закупочная база по улице Промышленной.
Много лет коллектив старейших работников «Севоспотребсоюза» наблюдал за подобным выводом имущества из активов «Севпотребсоюза», однако чаша терпения была переполнена, когда председатель передал фирме сына «Коопсоюз» пятиэтажное здание в центре Владикавказа площадью почти 3 тысячи квадратных метров с подвалом и земельным участком на улице Ватутина. Только ежемесячная аренда помещений этого здания приносила организации более 800 тысяч рублей ежемесячной прибыли. Сотрудники начали писать в органы власти заявления о незаконной распродаже имущества пайщиков.
Первое подобное заявление было написано в 2014 году и оставлено без внимания. Многочисленные попытки коллектива связаться с новым руководителем республики Вячеславом Битаровым не увенчались успехом, ни на одно из многочисленных обращений глава не ответил. Тогда члены совета, учредители и пайщики «Севпотребсоюза» в 2017 году собрали внеочередное собрание и переизбрали Эльбруса Огоева. Должность председателя большинством голосов была передана Борису Моргоеву, которого коллектив попросил вернуться, помня о том, что именно под его руководством организация процветала.
Далее события развивались по обычному сценарию рейдерского захвата. Отец и сын Огоевы (председатель совета и председатель правления) обратились в суд на восстановление в должности. Суд длился 8 месяцев, и за это время Огоевы сдали в Минюст учредительные документы на себя, одновременно отказавшись освобождать административные помещения, сменив замки в дверях и уволив всех сотрудников, принимавших участие в «перевороте».
Тем временем Ленинский суд Владикавказа отказал Огоевым в иске признать недействительным собрание, на котором они были лишены должностей, а председателем «Севпотребсоюза» выбран Борис Моргоев. Последняя инстанция, где Огоевы могут оспорить это решение суда - Верховный суд республики, заседание в котором назначено на завтра.
В том случае, если ВС оставит в силе решение Ленинского суда, история со сменой власти должна благополучно завершиться в пользу пайщиков «Севоспотребсоюза». После вынесения решения суда во всех соответствующих учредительных документах исключено имя Азамата Огоева.
К сожалению, до суда не дожил избранный руководитель организации Борис Моргоев, который умер от сердечного приступа, не выдержав прессинга, который был организован первым вице-премьером республики Ахсарбеком Сабаткоевым.
Сабаткоев, как он неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, по поручению главы республики решил захватить место Бориса Моргоева, несмотря на прямой законодательный запрет на подобные действия. Он возглавил организацию «на общественных началах» и выписал на имя Азамата Огоева доверенность действовать от его имени, несмотря на то, что до вынесения решения суда наложен запрет на проведение любых собраний. Сабаткоев самолично написал заявление в Ленинский суд с ходатайством отменить обеспечительные меры, чтобы он мог внести изменения в ЕГРЮЛ организации. По его мнению, изложенному в ходатайстве, «обеспечительными мерами напрямую нарушаются мои законные права и интересы как избранного руководителя, так как я не могу приступить к полноценной деятельности в должности председателя Совета Потребсоюза». В протоколе же было отмечено, что «кандидатура зампредседателя правительства Сабаткоева поддержана главой республики Вячеславом Битаровым.
По факту нарушения Огоевыми и вице-премьером Сабаткоевым ограничительных мер, наложенных судом, пайщики написали заявление в прокуратуру республики с просьбой дать правовую оценку незаконным действиям одного из высших должностных лиц республики.
Прокуратура внесла представление в адрес председателя правительства РСО-А Тускаева о нарушении конституционного закона, в соответствии с которым Сабаткоев, будучи членом правительства, не имеет права участвовать в управлении некоммерческой организацией, а собрание Огоевым проведено незаконно, вопреки обеспечительным мерам на запрет собраний, наложенных судом. И Тускаев, и Сабаткоев, судя по их отпискам на обращения пайщиков «Севоспотребсоюза», прекрасно и без вмешательства поокуратуры знали о существовании статьи 11 Конституции республики, так как до принятия решения завести в организацию вице-премьера правительства, указывали в ответах, что «не имеют права вмешиваться».
Премьер и вице-премьер правительства Вячеслава Битарова позволили себе игнорировать требования прокуратуры достаточно долго. Сабаткоев после представления прокуратуры, вместо того, чтобы уволиться, комментировал а качестве руководителя ситуацию в "Севоспотребсоюзе" и даже обещал спросить с прокуроров и следственного комитета в выступлении на местном радио.
- В потребкооперации полный хаос. Там двоевластие. Одни пришли, другие отсудили и вот судятся до сих пор. Они ещё там не определили, кто там главный. А когда нет хозяина, все рушится. И был даже такой момент, когда я сам пришёл туда, возглавил все на общественных началах... У них настолько грамотно составлен устав, что органы госвласти не вправе вмешиваться в их деятельность, вот поэтому мне пришлось чуть-чуть возглавить на общественных началах... Там будет наведён порядок под четким контролем главы... Вопросы будут к прокуратуре и следственному комитету, - гордо заявил на радио Сабаткоев.
В ходе своего выступления он - неловко говорить - соврал, заявив, что у него нет в собственности земли (что опровергает его же собственная налоговая декларация).. Так, видимо, Сабаткоев хотел казаться честнее.
Но абстрагироваться от требований закона, прокуратуры и пайщиков руководству Северной Осетии, жаждущему "навести порядок" в оставшемся имуществе "Севоспотребсоюза" не удалось. Потому что в историю вмешался Владимир Путин. Вернее, письмо президенту РФ, написанное пайщиками. Члены совета, учредители и пайщики «Севоспотребсоюза» изложили все факты о попытке рейдерского захвата их организации в письме на имя президента России Владимира Путина. Им удалось добиться того, что письма, которые они пишут в инстанции, не спускают вниз, в органы власти республики, а направляют к вышестоящим руководителям.
Результатом стало письмо прокуратуры с констатацией конституционных нарушений исполнительной властью республики и устранение Сабаткоева из организации. Последнюю точку в этой истории поставит завтра суд.
Несмотря на официальное признания незаконности действий Сабаткоева, со стороны главы республики не последовало никаких действий и заявлений. Сабаткоев, не вняв заключениям прокуратуры и утверждениям администрации главы республики о его увольнении, продолжает писать частные жалобы в суд в качестве руководителя «Севоспотребсоюза»
Остается открытым вопрос, что заставило руководство Северной Осетии поддержать людей, попытавшихся присвоить ценную недвижимость в центре Владикавказа, пойти на подлог документов и нарушение законов.
Безусловно, сеть торговых точек и баз по республике является очень привлекательным активом для любого бизнесмена, особенно занимающегося торговлей пивом, водой, огурцами, колбасами, хлебом и выпечкой. Но в нашем случае речь идет о вице-премьере правительства, а не о бизнесмене. И, разумеется, факт, что он является одним из бывших руководителей коммерческой компании «Бавария», принадлежащей главе республики Вячеславу Битарову, как раз торгующей всем вышеперечисленным, никакого отношения к делу не имеет. Потому что в ином случае это бы обозначало конфликт интересов высшего должностного лица республики. А установить подобное могут лишь правоохранительные органы.
Ахсарбек Сабаткоев - выпускник сельхозинститута и недавний сотрудник сельхозпредприятия по выращиванию картофеля в группе компаний «Бавария» занял высокую государственную должность вслед за своим руководителем Вячеславом Битаровым, назначенным главой республики. Два года назад Сабаткоев, не имевший особого опыта госуправления, занял сразу кресло вице-премьера, можно сказать, что в его курацию входят вопросы, особо интересующие Вячеслава Битарова, чьей правой рукой Сабаткоев является много лет.