Найти тему
Газировка

"Мне 14 лет, я замужем, я хочу умереть"

Мы и раньше слышали, что в Сирии могут принудить девочку выйти замуж за взрослого мужчину. Но из-за войны это стало массовой и очень тревожной практикой. Переводим расследование Луиз Донован и Ханны О'Нейл из журнала ELLE.

Две девочки-подростка сидят напротив нас. Они не подруги, но у них много общего. Обе в розовых платках и темных платьях. Обе хотели бы быть похожими на других нормальных девушек их возраста: общаться с друзьями в школе, а после уроков ходить по магазинам.

Обе говорят, что не хотят жить.

Мы находимся в семейном центре в Западной Бекаа – это час езды от Бейрута, столицы Сирии. Справа – Нур Абдель Хаким эль Омар. Ее 14-летнюю 5 месяцев назад отдали замуж за брата. Слева – 17-летняя Фатима Халед эль Омар. Она пришла с 4-летней дочерью Надой.

"Я не знала, что это брак", – объясняет Фатима со слезами на глазах. – Мне никто не сказал".

Она рассказывает, что Ахмет (имя изменили – ред.) регулярно ее избивает. По ее словам, хуже лишь то, что у них не хватает денег на еду. Его ранило в грудь осколком бомбы. Поэтому Ахмет способен работать раз в неделю: он собирает овощи. За этот день он зарабатывает всего 3 доллара. У Фатимы – анемия, врач приказал ей есть больше мяса, но ей не на что его купить.

"Раньше я жила с родителями и у меня было все, что мне нужно. Теперь у меня нет ничего. Будет зима, а я без одежды, обуви и печки".

Слева Фатима, а справа Нур.
Слева Фатима, а справа Нур.

Нур замужем меньше, чем полгода. Но у нее было так же, как и у Фатимы: она не знала, что ее выдают замуж.

"Я хотела стать ему женой. Так что, возможно, я сама во всем виновата", — говорит девушка.

Нур и Мохаммед (это имя тоже изменили – ред.) влюбились друг в друга с первого взгляда. Настолько, что Нур удалось убедить отца выдать ее за него замуж. Обычно родители решают, а дети подчиняются. Но, несмотря на плохое предчувствие папы, дочь упорствовала. Она объяснила, что Мохаммед – хороший и добрый к ней парень.

"Я думала, что мне его послали небеса", — говорит Нур.

Отец девушки трижды отказывался благословить молодоженов. А потом сдался. Поначалу в новой семье все было хорошо.

"Я была счастливой невестой, но теперь… — говорит она, опустив глаза. — Я боюсь. Сегодня он ударил меня, я закрылась в спальне и ждала, когда он уйдет".

Каждый год 15 миллионов девушек, которые не достигли 18 лет, становятся женами. В развивающихся странах каждую третью выдали замуж до 18-го дня рождения.
Детский брак – любой брак, где один или оба супруга младше 18 лет – считается нарушением прав человека. Это потому, что он приносит серьезные и долгосрочные последствия: осложнения беременности, более высокий риск заразиться ВИЧ, низкая вероятность, что девочка получит образование, но высокая, что ее будут насиловать.
В Сирии темпы детского брака растут из-за войны: одних мужчин убивают, другие бегут из страны. В 2016 году социологи из ЮНИСЕФ и других организаций насчитали, что в стране 27% жен возрастом 15-19 лет. 41% от всего числа вышли замуж до 18 дня рождения.
Чтобы бороться с проблемой, ЮНФПА– Фонд ООН в области народонаселения – разработал специальные программы для родителей, руководителей общин и медиков. Их учат, что детский брак – это неправильно. Также европейцы создают безопасные пространства, предоставляют юридические консультации и психосоциальную помощь уязвленным женщинам и девочках.
Для сирийцев детский брак – не новинка. Но из-за войны его практика растет с угрожающей скоростью. Родители пытаются защитить дочерей от сексуальной эксплуатации и снизить расходы в семье. Не получается содержать дочь? Отдай ее замуж, пусть о ней заботится супруг.
Малышка Нада
Малышка Нада

Нур и Фатима говорят, что это нелогично. Обычно молодая девушка попадает в еще большую опасность, из которой она не может убежать.

Фатима, например, просила родителей о разводе. Мать не стала помогать, а ударила ее по лицу и сказала, чтобы она шла домой к мужу. Это было последней каплей для ребенка. В доме у родителей она 13-летняя нашла противозачаточные таблетки. Она предполагает, что они принадлежали ее невестке. Подросток съела всю пластинку.

"Я хотела умереть", – тихо говорит Фатима.

Она не знала, что под сердцем уже пять месяцев носит малыша. Ребенок не пострадал. Нада – милая, спокойная девочка. Во время интервью она ни разу не заплакала.

Фатима говорит, что очень одинока. Ее судьба могла быть менее печальной… Юная жена рассказывает, что до брака была влюблена в другого мужчину.

-4

"Он был добр ко мне, – улыбается, — он любил меня". Пара собиралась жениться, но брат этого парня умер. Нужно было переждать 10 дней, чтобы оплакать усопшего, прежде чем просить благословения. Об этом узнал Ахмет. Хитрец переговорил с отцом Фатимы, чтобы тот не отдавал девочку незнакомому человеку. Мол, лучше же брату. Так и случилось. Возлюбленный уехал, женился на другой, Фатима о нем больше ничего не знает.

"Я плакала каждый день".

Нур – совсем ребенок, но ее взгляды на материнство уже укрепились. "Не хочу детей. Сказала маме, что буду пить противозачаточные. Я несчастна, как я могу привести ребенка в этот мир?"

Нур предпочла бы не спать с Мохаммедом, но обязана быть "послушной" женой. Она помнит первую брачную ночь.

"После церемонии я отказывала ему трижды. Но так не могло продолжаться вечно. Он же мой муж. Это случилось спустя три дня".

Обе девочки хотели бы пойти в школу. Но понимают, что шанс минимален. Они надеются, что их дочки будут учиться. Когда Фатима печальна, она молится. "Я не хочу машину или денег, но я молюсь, чтобы бог помог моей девочке жить лучше, чем я".

-5

Обе жены твердо убеждены, что детский брак – это ужасно. Они пытаются всем, кому могут, это донести. Нур красочно рассказала младшей сестре, что ее ждет в детском браке, что его нельзя допустить. Фатима говорит, что отдаст дочь замуж, когда той исполнится 25. И то, если Нада захочет.

"Я уже столько всего повидала, но все еще чувствую себя ребенком, – говорит Фатима. – Иногда я задумываюсь, в чем смысл жизни. А потом смотрю на дочь, думаю, если я умру, они сделают с ней то же, что и со мной. Поэтому я жива ради нее".