Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Эйр Америка

Оглавление

(1990, США)

Мэл Гибсон, что характерно, за последние 30 лет изменился мало. Но вот нынешнего Холмса и Железного Человека в тогдашнем Роберте Дауни-младшем  узнать чертовски сложно.
Мэл Гибсон, что характерно, за последние 30 лет изменился мало. Но вот нынешнего Холмса и Железного Человека в тогдашнем Роберте Дауни-младшем узнать чертовски сложно.

Те из вас, кто смотрел телесериал «Лунный свет» (1985) с Брюсом Уиллисом еще до его «крепко-орешечной» звездности, наверняка помнят, как однажды его герой, детектив Эддисон, сострил про то, что, дескать, как-нибудь про него снимут кино и его, Эддисона, будет играть Мэл Гибсон. Со временем эта шутка стала вдвойне забавной, ведь популярность этих актеров вскоре сравнялась и оба, достигнув голливудского небосвода, снимались безостановочно всю вторую половину 80-х и 90-е. Причем оба, надо отдать им должное, старались вырваться за рамки амплуа типичного героя боевика, соглашаясь играть в нетипичных для себя фильмах. У Брюса на заре 90-х это были картины «Костер тщеславий», «Билли Батгейт» и «Смертельные мысли», а у Мэла, соответственно, «Гамлет», «Вечно молодой» и «Эйр Америка».
Поклонники Брюса и Мэла, говоря начистоту, подобные эксперименты кумиров не слишком одобряли и не всегда голосовали за них долларом в кинотеатрах. «Эйр Америка» - один из таких коммерческих провалов Гибсона, даром что фильм снял отнюдь не последний режиссер Роджер Споттисвуд. Да и сама показанная в нём история фонтанировала драйвом, иронией, неплохим по тем временам черным юмором, шикарными воздушными съемками и зрелищными авиакатастрофами. Вдобавок в напарники Гибсону был взят хоть и молодой, но уже опытный Роберт Дауни мл., с которым Мэл очень неплохо сработался. Следить за тем, как эти двое играют в словесный «пинг-понг» взаимными подколками и шутками, одно сплошное удовольствие. Хотя, конечно, и заметно, что Роберт слегка тушуется в тени своего старшего экранного товарища.

- Вы мне не поверите, товарищи партизаны с кремниевыми мушкетами, но цивилизация, от которой вы отстали века этак на три, находится буквально вон за тем лесом!
- Вы мне не поверите, товарищи партизаны с кремниевыми мушкетами, но цивилизация, от которой вы отстали века этак на три, находится буквально вон за тем лесом!

Короче говоря, сколько раз я ни пересматривал «Эйр Америку», так и не нашел, к чему придраться. Ну всё же в ней сработано превосходно, однако в прокате она неожиданно повторила судьбу всех разбитых в ней самолетов, со свистом спикировав на землю и не окупив даже свой 35-миллионный бюджет. Поэтому нынче и не каждый поклонник Мэла вот так навскидку вспомнит эту его картину, не говоря об обычных зрителях, даже тех, кто глядел её ещё в советских видеосалонах.
Так на чём же всё-таки споткнулись Гибсон и Споттисвуд, если под ногами у них, на первый взгляд, не валялось никаких камней. Вполне возможно, что одной из причин тому стало место действия - гористые джунгли Лаоса. Лишь в самом начале герой Дауни мл., по имени Билли недолго кружит на вертолете над американским мегаполисом. А потом, когда его пнули из гражданской авиации и ему пришлось уйти на полулегальную работу под крышей ЦРУ, до самого финала Билли будет бороздить на самолетах/вертолетах небо Юго-Восточной Азии. И порой ронять эти самые самолеты/вертолеты на ее живописные джунгли. Вот они-то вкупе с толпящимися вокруг героев лаосцами и оказались для массового зрителя чересчур экзотичными и непривычными. Тем более, что в отличие от финансово успешных «Рембо 2» и «Взвода», снятых на аналогичной натуре, герои «Эйр Америки» ни в кого не стреляют и никого не убивают, пусть даже оружия у них под рукой всегда полным-полно, аж целые ящики.

Судя по количеству разбитой в этом фильме авиатехники, девиз здешней авиакомпании - "Убей себя об джунгли!".
Судя по количеству разбитой в этом фильме авиатехники, девиз здешней авиакомпании - "Убей себя об джунгли!".

Сдаётся мне, именно отсутствие в лаосских джунглях кровищи, жесткача и мрачняка, которыми зритель желал пощекотать себе нервишки и здесь, подкосило в итоге «Эйр Америку». А одних лишь колоритных видов с воздуха, что занимают как минимум пол-фильма, оказалось недостаточно, чтобы сделать кино хитом. И беспроигрышная, казалось бы, ставка на Гибсона с Дауни мл. тоже не спасла картину от коммерческого проигрыша и дальнейшего забвения. Но, к счастью, забвения все же не окончательного, поэтому найти ее сегодня в Интернете можно без проблем, да еще и в отличном оцифрованном качестве. Что я ненавязчиво и порекомендую на случай, если вам вдруг захочется старенького, ироничного и, главное, не заезженного кино с Мэлом Гибсоном.

***

В общем, я сказал всё, что намеревался, и больше мне добавить к этому нечего... А, ну да, чуть не забыл: обязательно не пропустите перед финальными титрами текстовые послесловия о дальнейших судьбах выживших героев. Там прозвучит, пожалуй, самая лучшая и убойная шутка из всех, на которые был горазд этот фильм.

Ай, красавы! Вот бы они договорились и сегодня в одном фильме снялись, то-то было бы зашибись!
Ай, красавы! Вот бы они договорились и сегодня в одном фильме снялись, то-то было бы зашибись!