Найти тему
Курган и курганцы

Курганские велосипедисты повторили исторический маршрут, сыгравший важную роль в освоении Сибири

Традиционный двухнедельный поход курганские велотуристы посвятили исследованию Урала

Курганские велосипедисты вернулись из традиционного летнего турпохода. На этот раз семеро смельчаков и талисман клуба кот Байкалыч две недели колесили по Уралу (в прошлом году путешественники исследовали Алтай, Тыву и Хакасию). В маршруте были исторические места, а также совершенно дикие и труднопроходимые. Но сложности курганских велотуристов никогда не останавливали, скорее наоборот, они только добавляют драйва. По пути экстремалам встречались интересные и известные на всю страну люди, деревни с любопытными названиями и даже медведь в «буденовке». Но обо всем по порядку.

По словам руководителя курганского велоклуба Константина Шкодских, курганцы впервые организованной группой пересекли на велосипедах Уральский хребет с запада на восток.

Начали они свое путешествие в Пермском крае, а завершили в Свердловской области.

Путешественники задались целью проехать по знаменитому Бабиновскому тракту. Эта дорога была построена в конце 16 века и сыграла важнейшую роль в освоении Сибири.

-2

Двести лет Бабиновский тракт был основной государевой дорогой и единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По ней доставляли царские указы, деньги, почту, перевозили товары. Больше ездить нигде было нельзя. Здесь располагались таможенные станции и взимались пошлины. А вдоль дороги было много деревень, которые, собственно и кормились за счет такого удачного расположения.

«Сейчас от нее практически ничего не осталось. Какие-то места ушли под воду – там сейчас речки, озера, болота. Какие-то отрезки превратились в грунтовые дороги, по которым могут проехать только «Камазы» и «Уралы». Несмотря на всю обжитость Урала, в этой части фактически глухие места. Когда эта дорога перестала быть основной, деревни начали потихоньку умирать. А в советское время часть этих деревень превратилась в спецпоселения. Видно, что деревни были больше. Кое-где еще остались полуразрушенные дома и печные трубы», — рассказывает Константин.

По его словам, когда знаешь историю этих мест и можешь представить, как здесь когда-то кипела жизнь, впечатлений получаешь вдвойне больше. Картинки из прошлого словно оживают перед глазами.

-3

Каждый свой поход велосипедисты покоряют какую-то вершину. В этот раз они совершили восхождение на Конжаковский камень – самую высокую гору Свердловской области (1569 метров). К слову, в 2012 году они ее уже покоряли.

Туристы любят это места. Здесь, кстати, каждый год проходит горный марафон, на который съезжаются спортсмены со всего мира. Но поднявшись на вершину, наши ребята были неприятно удивлены, увидев несколько десятков оставшихся пластиковых бутылок.

«Думаю, скоро от первозданности там мало что останется. Сейчас на саму вершину горы идет строительство дороги. Началась добыча полезных ископаемых (люди протестовали против этого и даже собирали подписи под петиций, пытаясь спасти «Конжак», — авт.)», — сожалеет Константин.

Ярких впечатлений было много. Получать их велотуристы начали как только добрались до Пермского края. Первая достопримечательность – Кунгурская ледяная пещера, побывать в которой мечтали, пожалуй, все.

Вторая – «кладбище» паровозов. Это настоящий музей (неофициальный) железнодорожной техники под открытым небом прям в лесу. Здесь штук двадцать паровозов. Самый старый, который нашли курганцы – 1941 года. По ним можно лазить, исследовать, фотографироваться.

Поразили наших туристов пермские леса: они настолько густые, что даже палатку поставить негде. Как-то раз даже приходилось разбивать лагерь на обочине дороги.

-4

Мечтали экстремалы повстречать медведя, но не удалось. По крайней мере, настоящего. А вот чучело в деревне «Караул» встретили.

«Проезжали один дом и там прямо на заборе сидит чучело медведя в «буденовке», с деревянным пулеметом и флагом «За Путина». Хозяин, видимо, с юмором», — смеется Константин.

Зато щедрой оказалась местная природа на паутов. Их было так много, что они облепляли рюкзак как пчелы улей. Местные сказали, что ребята попали в самый пик. Если бы приехали на две недельки позже, насекомых значительно бы поубавилось.

-5

Деревни там с интересными названиями – Бородино, Юрты, Злыгостева (от фамилии основателя Злыгостева), Старая и Новая Ляля (по названию речки). В них еще сохранилась архитектура конца 19 века — начала 20 века. Но, как сказал Константин, в большинстве своем Урал перестраивается и меняется.

Кстати, в поселке Новая Ляля курганцы встретили знаменитого коллегу — велопутешественника из Оренбурга Николая Кузнецова. Ему уже 75, и почти пятьдесят из них он путешествует по России. В этот раз отправился с напарником Сергеем (ему 72 года) через Башкирию и Свердловскую область на плато Мань-Пупу-Нер. Это гигантские каменные истуканы на севере Урала, образовавшиеся в результате выветривания Уральских гор. Столбы в 2008 году были признаны одним из семи чудес России.

«Маршрут получился интересным. Казалось бы, про Урал уже все известно и ничего особенного не ждешь, а впечатлений тем не менее хватило», — говорит Константин.

Куда отправиться в следующем году – ребята еще не думали. Россия большая, выбор огромный. Но маршруты по родному Зауралью у них уже запланированы и они будут приурочены к 100-летию Гражданской войны.

Фото Игоря Киселева «Вело Урал фото»