Чем больше круг ваших знаний, тем больше окружность вашего незнания. Это единственное, что я запомнила из курса лекций по философии ВУЗа.
Я тогда еще подумала, ну, когда эта философия мне пригодится в жизни?
И вот ... Всю последнюю неделю я занималась выбором авто для аренды по Испании и Франции. Так ведь и арендуем уже не в первый раз.. и все равно новости.
Мой предыдущий опыт включал аренду в Италии, в Греции и на ее островах, Францию, в Испании и на Канарских островах, Португалию, США и Кубу.
«Зарубилась» я с прокатчиками на размере багажника. Мы планируем ехать вчетвером, подруги, а девочки как известно знатные барахольщицы. И вот поэтому аренда автомобилей среднего бюджетного класса пролетает мимо нас, мы просто не поместимся туда, а когда я перешла в изучение машин классом выше, то и ценник взлетел. Пытаясь хоть как-то приблизить цену к адекватной пришлось вникнуть во многое, ранее мне неведомое.
В общем и целом, собрала свой и чужой опыт в кучу и теперь делюсь с вами, ну, чтобы Ваши грабли были поменьше. Вот такая вот философия.
За постоянную величину возьмем понимание того, что при любых раскладах в путешествии аренда легкового автомобиля дешевле чем любой другой наземный вид транспорта. Гужевой транспорт мы не рассматриваем, как и передвижение автостопом. Итак, вы решились на аренду автомобиля в Европе. Вот, с чем вы можете столкнуться.
Для начала, у Вас должно быть понимание: какого размера вам нужен автомобиль, где и когда вы собираетесь арендовать автомобиль, ваш маршрут, сколько вы предполагаете проехать по маршруту, нужен ли вам второй пилот, предполагается ли пересечение границ, как быстро вам потребуется получить и вернуть автомобиль, где вы собираетесь вернуть машину. Примерно столько вопросов вы должны задать себе.
После этого, можно зайти на сайт отдельного международного прокатчика, а можно воспользоваться сервисом компании-агрегатора, который выдаст по вашему запросу несколько предложений от разных прокатных контор. Конечно, если вы находитесь на острове, и прокатная контора - единственная в поселке, ваш путь - пойти и поболтать с хозяйкой, авось сделает скидку.
Примеры сайтов агрегаторов Rentalcars, Autoeurope, Economybookings, CarFlexi, Cartrawler, BookingCar и тд. Агрегатор(агент) - это компания посредник между прокатчиком и вами, и на его сайте будут собраны все предложения от прокатных контор по конкретному региону.
На сайте вводите все свои требуемые параметры, нажимаете все понятные вам "галочки" и "плюсики" и ждете ответа. Вы получите несколько предложений, попадающие под ваши условия, вот их давайте и разберем по полочкам.
Грабли №1: Прокатчик или агент? У кого же дешевле арендовать автомобиль?
Агент естественно берет комиссию с продаж. Сам прокатчик напрямую вам может дать специальное предложение.
Условий много, но в итоге по опыту мы находили предложения лучше, дешевле и качественнее именно от сервиса сайта-агрегатора. Такое же предложение на сайте у прокатчика выходило дороже, с учетом всех скидок и спец предложений. Ну и с теткой на острове договориться “раз плюнуть”, понятно, что она одна, но и клиенты редки и когда к ней придут в следующий раз она не знает, поэтому смело торгуйтесь!
Грабли №2: Вы получили некую стоимость проката. На этом все?
Огорчу вас, но нет. Придется читать мелким шрифтом.
Обычно эта информация скрывается под значком "i" - важная информация, либо ссылка на "основные условия аренды" и тд. Вот тут и порылась собака. Все нюансы здесь и придется вспомнить навыки чтения. Если у вас туго с языками - ищите сайты с русским интерфейсом и русской версией условий аренды. Не пропустите ни слова. Иначе окажется, что вам что-то было запрещено, а все что запрещено, то не разрешено, а что не разрешено, за то обычно платят большие штрафы.
Если все обобщить, то вся информация крутится вокруг страховки. Что туда вошло, а что не вошло и на что требуется дополнительное разрешение от страховщика.
Грабли №3: Что застраховано, а что нет? Что за франшиза такая?
В базовом или основном комплекте страховка включает в себя обычно:
· CDW- Покрытие на случай ДТП.
Если кузов автомобиля будет поврежден, вы охвачены покрытием на повреждения (CDW). Это означает, что максимальная сумма, которую вы заплатите за ремонт - это сумма франшизы (вот это страшное слово) на повреждения в размере ( Сколько то €). Это покрытие (CDW) действительно только в том случае, если условия договора аренды были соблюдены. Оно не покрывает другие части автомобиля (например, стекла, колеса, салон, крыша или днище), сборы (например, за буксировку или за время простоя автомобиля и невозможности сдачи в наем), устройства или вещи в салоне (например, детские кресла, устройства GPS или личное имущество). Короче, если вы во что-то встрянете- с вас возьмут сумму причиненного ущерба но не более суммы франшизы. Для этого сумма франшизы должна быть у вас на кредитной карте и прокатчик блокирует ее в момент заключения договора аренды. Если за период аренды ничего не произошло,вам все вернут до еврика.
· TP- Покрытие на случай угона. Тут все понятно.
· TPL-ответственность перед третьими лицами. Это все что связано с физическими повреждениями.
С этими позициями такая же басня-в случае чего вы отвечаете только в рамках франшизы,не более того.
Грабли №4: Как обезопасить себя полностью и не попасть на стоимость франшизы?
Вы должны сообщить об этом прокатчику и вам предложат страховку- полную, от всех и всего. Обычно это сумма в пределах 50 -250 € и зависит в основном от класса автомобиля. Прокатчик сам может предложить ее вам. Ваше дело соглашаться или отказаться. Я в этом случае отталкиваюсь от рисков: страна проката (Европа уже не та спокойная старушка), возможность парковаться на охраняемой территории, водительский стаж, дороговизна машины как таковой. В полную страховку обычно включают и всякие мелкие царапины кузова, стекла и шины. В базовой этого нет, а получить камнем в стекло шансы есть.
Если говорить о поведении с такой машиной, вроде как страховка все покрывает, и из плюсов вы можете пригнать машину в день сдачи на парковку прокатчику, бросить ключи на переднее сиденье и идти. А из минусов, рекомендую не бросать машину где попало, разобьют уродцы, в ы просто застрянете в пути, а оно вам надо? Замену пришлют не скоро..
Грабли №5: А если вы устали, может ли сосед по авто сесть за руль?
Может, если вы внесли его в договор страхования автомобиля. Как у нас, мы же то же при страховании автомобиля вписываем всех, кто допускается к его управлению? И они тоже люди. Больше водителей- больше рисков- больше цена страховки за автомобиль. А кто узнает? Может и никто, до тех пор, пока у вас не случится страховой случай, ДТП, например. Если в момент ДТП за рулем будет лицо, не вписанное в договор аренды как основной или дополнительный водитель - вы приехали, и серьезно - все страховки в этот момент аннулируются, даже если вы не виноваты. Пересесть вы тоже не успеете- везде камеры и дорожная полиция имеет свойство появляться из-под земли и очень быстро. Сколько стоит дополнительный водитель? От 5-6 до 20 € в день, в зависимости от класса авто и прокатчика, обычно не более чем 100-120 € за весь период страховки за одного дополнительного водителя. Согласитесь, это не та сумма, которую следует экономить, рискуя попасть на возмещение стоимости машины.
Кстати есть еще ограничение по возрасту и стажу водителя. Если вам меньше 21 и маленький стаж 1-2 года, вам тоже насчитают в страховку. У нас это входит так же в коэффициент при страховании автомобиля.
Грабли №6: Шенгенское пространство. Такое уж оно безграничное? Что делать если хочется покататься по Европе, а не по отдельной стране?
Покаюсь, мы арендовали машины в Италии и ездили во Францию. Брали в Испании и колесили по Португалии. И я в упор не помню, что на этот счет было в нашем договоре аренды. Возможно ничего, а возможно могли быть проблемы в случае инцидента.
Что за нюансы здесь? Опять все дело в страховке. Базовая страховка от прокатчика обычно подразумевает ареал пробега - страна проката. В случае вывоза автомобиля за границу, действие этой страховки просто заканчивается. У нас же все так же. "Грин кард" для машины оформляют все, кто хоть раз вывозил машину за границу. Вас просто не выпустит таможня. В Европе границ нет, как бы. На дороге вам только табличка попадется, что вы въехали во Францию или Испанию. И опять как с водителем-а кто узнает? Может и никто...мы же ездили. А может в машине встроенный датчик, который отслеживается дорожной полицией. Прям на границе вас никто не остановит, а вот на ближайшем КПП оплаты за проезд могут, а еще могут оштрафовать и выдворить обратно из страны.
Опять же вы должны предупредить прокатчика, куда собираетесь ехать и какие страны посетить. У компании прокатчика международного уровня таких ограничений может и не быть, все включено в базовую стоимость, машина сразу будет дороже. У мелких необходимо купить трансграничную карту. Причем - 1 карта-1 граница. Стоимость этой радости примерно, как и в случае второго водителя от 100 € за 1 карту.
Можно и забить, наверное. Расплата обычно приходит в случае проблем. Из того что я видела своими глазами в Европе, в связи с сильным миграционным потоком из Африки, лучше все делать по правилам.
Грабли №7: А что насчет пробега?
Оказывается, тоже могут быть варианты.
· Самый лучший - безлимитный.
· Ограничение в км в сумме. Например. не более 2000 км за время аренды.
· Ежедневное ограничение. Не более 100 км в день.
· Варианты. Например, не более 350 км за 3 дня для г.Мадрид.
Что будет, если проедете больше? Насчитают какие-то деньги за каждый километр сверх разрешенного. Например, 0,4 € за км. Это уже по результатам пробега при сдаче.
Грабли №8: А если предполагается возврат не там, где взяли?
Обычно это влияет на стоимость (дороже), в связи с тем, что прокатчик понесет дополнительные расходы по возврату машины на базу. Так же на аренду влияет разное время взял-вернул. Старайтесь чтобы это время было одинаковым. Прокатчики считают полными сутками. Взяли в 10 утра а собираетесь вернуть в 11 утра? Можете заплатить за дополнительные сутки.
Грабли №9: Что за предоплата за топливо?
Существуют разные принципы ответственности по топливу.
· Взял полный бак- верни полный бак. Все как бы понятно.
· Взял пустой бак- можешь вернуть пустой бак. Только взял и уже судорожно нужно искать заправку. Очень сложно вернуть машину пустой, в этом случае вы "дарите" прокатчику несколько литров. Куба этим славится.
· Взял бак полный- можешь вернуть пустой. В этом случае прокат в стоимость аренды включит предоплату за бак, пишут что по средней стоимости заправок, на самом деле значительно дороже. Вернете полный бак- вернут сумму предоплаты, но не всю. Вернете пустой- понятно, ничего не получите. То есть, вы просто покупаете первый бак бензина дороже, но можете не париться на счет возврата. Вам вернут разницу за неиспользованные литры.
Ну тут каждый выбирает по себе. Минусы я обозначила.
И еще, сохраняйте чек от заправочной станции в подтверждение, что вы наполнили бак. Есть варианты, когда визуально по датчику проверяют полноту бака, а есть дотошные чеки просят. Не будет чека, посчитают как за пустой бак. Имеют право.
Грабли №10: Включена ли в аренду оплата за дороги?
Не совсем. Тут все зависит от страны.
· Есть страны где нет платы за дороги. Честь им и хвала. Германия например.
· Есть страны с самой простой схемой оплаты. При выезде на платную дорогу получаешь талон. При съезде - оплачиваешь талон у оператора или у автомата. Ну или ездишь по бесплатным дорогам. Это Италия, Испания, Франция.
· Есть страны где необходимо внести на специальный счет предоплату за проезд. Австрия например. На лобовое стекло при этом клеится какая-то медаль. И счет необходимо пополнять, иначе шлагбаум не откроется однажды.
· Португалия. Отдельная песня. При въезде в страну в должны зарегистрировать автомобиль и получить электронный паспорт. По сути вас регистрируют в системе электронных платежей Португалии. Ваша машина должна быть снабжена отдельным устройством. Вашу кредитную карту также привязывают к этому электронному паспорту. В стране практически нет платежных терминалов, а все трассы снабжены устройствами сканирования (очень похожи на радары, смысл один скорее всего) номеров автомобилей. Система вас "узнает" и онлайн списывает с вас определенную сумму. Сумма указывается перед каждым таки устройством на трассе. Удобно- не нужно тратить время на оплату. Мои друзья ездили на российской машине и ничего не оформляли. Прокатило. Я узнала об этой системе когда уже проехала пол Португалии. Связалась с прокатчиком, сказали счет вам пришлют (номер кредитной карты же прописывается у прокатчика, а счет придет арендодателю, он взимает в свою очередь с клиента). До сих пор не прислали. Вот теперь думаю, тоже прокатило или придет через полгода со штрафом бешеным? А все потому что я самоуверенно считала, что система оплаты за дороги в Европе одинаковая. И если нет КПП - то дорога бесплатная. По этой же причине я не предупредила прокатчика в Испании о выезде в Португалию. А че? Шенген же... (короче девайс нужно просить у прокатчика)
Грабли №11: Арендовал красную, а дали синюю...
Прокат предупреждает Вас что в пункт выдачи вы получите авто такого же класса, а не как на картинке. У серьезных прокатчиков замены равноценные и достойные. Мелкие фирмы могут вам и "впаять" что-то ниже классом и уровнем. Можно поспорить. В ответ можно услышать, а больше и нет ничего. Бывали случае и волшебных апгрейдов, когда получал лучше, чем просил, но это большая редкость.
Грабли №12: Насчитали еще что-то сверх заявленного при бронировании?
Бывает. Всякие местные налоги, сборы городов и аэропортов...Читайте контракт и условия аренды внимательно.
Грабли №13: За что еще кроме царапин могут наказать при сдаче автомобиля?
Из интересного и реального, что я слышала - штрафуют за возврат грязного автомобиля. Уровень грязи я не уточняла. По идее речь идет не о базовой подготовке авто к прокату, а о химической чистке салона, например. Короче все что несет дополнительные расходы для прокатчика, узнаете на месте.
Вот как на духу. Все что знала, но сама не соблюдала. А закон он суровый, он от ответственности по незнанию не освобождает. Конечно же бог путешественников в пути оберегает, но не до бесконечности. Удачи на дорогах всем!