Одним из настойчивых требований казахстанского общества после трагического убийства известного фигуриста, олимпийского чемпиона Дениса Тена стала реформа правоохранительной системы, а также отставка руководства МВД и Алматинского ДВД. Причем чаще всего в качестве ориентира для реформ называется широко распиаренный опыт Грузии, который в упрощенном виде можно представить в следующей схеме: уволить действующий состав силовых структур - и набрать новый.
Возможно ли это в казахстанских реалиях, где правоохранительные органы тесно переплетены с политической, управленческой и бизнес элитой страны?
Мы собрали сведения о наличии родственных и семейных связей между политическим и бизнес-истеблишментом и представителями силовых органов – МВД, прокуратуры, Минобороны, Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также таможни и комитета госдоходов (структур, традиционно причисляемых в Казахстане к силовым) и судов (как части правоохранительной системы, опять-таки согласно казахстанским реалиям), чтобы выявить степень взаимосвязанности и взаимозависимости внутри управленческой элиты.
«Свой человек» в парламенте
Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса парламента РК Нурлан Абдиров почти три десятилетия проработал в правоохранительной системе – перед избранием в депутаты парламента Нурлан Мажитович занимал позицию заместителя секретаря Совета Безопасности РК - заведующего секретариатом.
В правоохранительной системе работают два брата председателя парламентского комитета – прокурор Туркестанской (бывшей Южно-Казахстанской) области Нургалым Абдиров и председатель Казыбекбийского районного суда г. Караганды Шахатбек Абдиров.
Бывший председатель Верховного суда и Высшего судебного совета, а ныне вице-спикер Сената Бектас Бекназаров – фигура, безусловно, знаковая в казахстанской судебной системе, поэтому не удивляет, почему его сын - Нариман Бекназаров, судья Специализированного межрайонного суда Астаны, пошел по стопам отца.
Член сенатского Комитета по финансам и бюджету Али Бектаев также имеет родственные связи в судебной системе. Его брат Гани Бектаев работает судьей специализированного межрайонного экономического суда Туркестанской (бывшей Южно-Казахстанской) области.
При этом экс-заместитель начальника ДВД Северо-Казахстанской области и бывший первый заместитель начальника ДБЭКП по Западно-Казахстанской области Батырбек Отыншиев приходится Али Бектаеву сватом. Одна из дочерей сенатора замужем за сыном Отыншиева – Меиржаном Батырбековичем Отыншиевым, руководителем Управления занятости и социальных программ г. Алматы.
Трое сыновей сенатора Бекмырзы Еламанова, члена Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий, работают в правоохранительной системе. Жаналык Еламанов – Уральский транспортный прокурор Главной транспортной прокуратуры. Жасулан Еламанов – заместитель прокурора Кызылординской области. Нурлан Еламанов - судья Специализированного межрайонного экономического суда Кызылординской области.
Секретарь сенатского Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Дулат Куставлетов до избрания сенатором в течение десяти лет проработал в органах прокуратуры и восьми – в Министерстве юстиции в ранге вице-министра. Его сестра Алмагуль Куставлетова в прошлом возглавляла Юридический департамент МВД РК, супруга Светлана Багрянская – судья суда города Астаны.