Одним из наиболее выдающихся алхимиков XV века был англичанин сэр Джордж Рипли (ок. 1415 – ок. 1490), каноник из Бридлингтона. Он родился в деревне Рипли (Йоркшир, Англия). Жил в Германии, Франции, учился в Риме и других городах Италии. Многие считали его адептом, владеющим сокровенными секретами алхимии. Так это или нет, мы не знаем, но авторитет алхимика несколько веков был очень высок.
Как же ему удалось прикоснуться к тайне? Как рассказывают, он посещал остров Родос, где пожертвовал большую сумму ордену госпитальеров. Непонятно, чем была вызвана такая щедрость; предполагают, что благодаря рыцарям-госпитальерам ему удалось познакомиться с неким тайным знанием, которое, якобы, они хранили. Но никаких подтверждений этому факту нет.
Самый известный трактат Рипли – «Состав алхимии, или Двенадцать врат, ведущих к открытию философского камня» (англ. «Compound of Alchymy; or, the Twelve Gates leading to the Discovery of the Philosopher’s Stone»). Он написан не на латыни, а на средневековом английском языке. Примечательно, что преимущественно Дж. Рипли писал в поэтической форме, получив, таким образом, славу не только успешного алхимика и философа, но и поэта. На латинский язык этот трактат был переведен лишь в XVII в.
Двенадцать врат, по Дж. Рипли, это двенадцать основных операций великого делания. Описать их все в коротком повествовании невозможно. Остановимся на самых интересных. Одна из этих операций, четвертые врата Рипли – соединение. Алхимик описывает путь к желанной цели великого искусства – обретению философского камня. В этой главе, следующей после описания процесса, при котором «элементы нашего камня были разлучены», идет повествование о «тайном соединении, которое противоречивые природы объединяет в совершенное единство».
В последней главе, которая рассказывает о двенадцатых вратах, рассматривается финальная операция – проекция (от лат. projectio – «бросание, выбрасывание»), т. е. та стадия великого делания, на которой производится прямое соприкосновение неблагородного металла, который подвергается трансмутации, и философского камня, именующегося также «порошком проекции». Дж. Рипли начинает главу утверждением о том, что «проекция будет испытанием, была ли наша практика успешной, о чем мне следует раскрыть здесь секреты».
Даже проделав все необходимые операции, можно испортить все дело на самом последнем этапе. Об этом также предупреждает Дж. Рипли. Он отмечает, что исходный металл должен быть надлежащим образом подготовлен. Алхимики считали, что проекцию следует производить на расплавленный и очищенный металл. Кроме того, если просто бросить порошок проекции на расплав, то столь драгоценный порошок просто сгорит и никакой трансмутации не произойдет. Поэтому бросание нужно осуществлять особым образом.
Завершает свой трактат Рипли довольно своеобразно – в заключении мы видим небольшой поэтический текст на латинском и английском языках:
«Так на этом завершается трактат об алхимии,
Который был написан каноником Джорджем Рипли.
Трактат был создан, записан и подписан им самим
В году дважды семь семьдесят первом.
Читатель! Помоги ему, пожелай,
Чтобы после жизни огонь ему достался послабее».
Лучшего пожелания для алхимика не придумаешь – грубовато, иронично и по-алхимически профессионально, во всяком случае, в плане поддержания огня.
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.