Найти тему

ВСЁ О ЗОМБИ и ЗОМБИРОВАНИИ…

ВСЁ О ЗОМБИ и ЗОМБИРОВАНИИ…

(с небольшой дискуссией о некоторых ошибочных толкованиях)

Проф. Александр Панасюк

Вот о чем будет идти речь:

Кто такие зомби?

Что такое зомбирование?

Вот как это выглядит (модель процесса).

Некоторые психотехнологии зомбирования человека.

Зомбирование - это один из видов психологического воздействия.

О возможности массового зомбирования с помощью СМИ, рекламы и т.п.

О возможности влияния на подсознание (некоторые ошибочные взгляды),

И резюме.

КТО ТАКИЕ ЗОМБИ?

Термин «зомбирование» является производным от термина «зомби» - как процесс превращения человека в зомби.

Человек-зомби гаитянскими адептами религии вуду понимается буквально как бог‑змея, способная оживить труп.

В переносном смысле гаитяне так называют человека, который как бы умер, а потом воскрес.

А происходит там все это следующим образом.

Некие злоумышляющие люди незаметно подкладывают в пищу человеку сильный нервно‑паралитический яд тетрадоксин, выделяемый из одного вида рыб. В результате у человека наступает состояние, сходное с клинической смертью.

Родственники, не зная об этом, полагают, что человек умер, и его хоронят. А злоумышляющие откапывают его потом, приводят в чувство, и вот перед ними человек с поврежденной психикой – он ничего не помнит, ничего не знает. Это – зомби.

-2

И из такого зомби может получиться послушный раб или же исполнитель «черных» замыслов, поскольку система его ценностей (что есть хорошо, а что есть плохо) – девственно чиста . Он – зомби, человек, помимо своей воли подчиняющийся практически любым приказам тех, кто его ввел в это состояние, кто его зомбировал. По сути зомби – это биологический робот.

ЧТО ТАКОЕ ЗОМБИРОВАНИЕ?

А совсем в переносном смысле (уже вне связи с о. Гаити) зомбирование – это когда один человек каким‑либо скрытым способом вынуждает другого человека помимо его воли совершать некие действия (разумеется, формируя для этого определенное желание). Причем эти действия зомбированный человек («зомби») совершается во вполне бодрствующем состоянии. Более того, он при этом полагает, что делает это по собственному желанию (примеры см. ниже).

В итоге определенное поведение человека-зомби есть результат предварительного, скрытного воздействия на его подсознание с целью формирования у него определенного желания совершить (или не совершить) определенный поведенческий акт.

ВОТ КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ (МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА)

Итак, вот как всё это происходит (в виде модели):

1.) Человека «А» заставляют изменить своё поведение в нужном для другого человека («Б») направлении с некими корыстными целями.

2) Человек «Б» закладывает в подсознание человека «А» определенную программную информацию.

3) Поскольку эта информация загружается непосредственно в подсознание, то человек «А», естественно, об этом не знает.

4)Затем эта подсознательная программа поведения начинает управлять поведением человека «А» (а для него это выглядит так: почему‑то вдруг захотелось – почему, не знает сам – сделать то‑то и то‑то), человек начинает реализовывать эту программу.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ЗОМБИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Существует несколько психотехнологий подобного зомбирования - скрытого управления поведением человека.

Зомбирование в гипнозе.

-3

Человека погружают в гипнотический сон и внушают, например, следующее: «Когда вы проснетесь, вы будете себя чувствовать хорошо и ничего не помнить, что было в гипнозе. А теперь вы должны запомнить важную информацию: если зазвонит телефон и вы, сняв трубку, услышите мелодию песни «Летите, голуби, летите», то вам следует подойти к окну, раскрыть его и полететь как птица. Вы не сможете упасть, вы будете летать как птица. Но все это вы сделаете только тогда, когда услышите по телефону эту песню, и не раньше и не позже!».

И дальше всё так и происходит…, а окружающие подумали, что человек покончил жизнь самоубийством. (Это мнение не раз высказывалось в печати в период начала 90=х годов в нашей стране, когда подряд произошло несколько подобных самоубийств.)

– Простите, автор, а разве любую команду может выполнить человек под гипнозом? А ведь здесь даже и не под гипнозом, а после гипноза!?

– Во‑первых, дорогой мой оппонент, человек выбросился из окна, находясь под влиянием внушения (гипноза), т. е. находясь в постгипнотическом состоянии. Это раз. А во‑вторых, под гипнозом (под гипнотическим внушением) человек может при определенных условиях совершить и то, что противоречит его здравому смыслу. Но это – особый разговор (подробнее об этом – в нескольких статьях Вашего покорного слуги, в его энциклопедии «Большая энциклопедия парапсихологии» http://pan-alex-u.ru/bolsh_encikl_parapsihol.html, посвященная кроме парапсихологических и другим явлениям психики.

Зомбирование в форме экстрасенсорного воздействия

Существование описываемой ниже психотехнологии зомбирования официальная наука пока не признает, но в исследовательской литературе есть описание этой технологии, а посему – ведь из песни слово не выкинешь…

Речь идет о возможности телепатического управления поведением другого человека. Некто «Б» мысленно посылает приказ человеку «А», и тот (точно так же, как в романе «Властелин мира» А. Беляева) начинает выполнять его команды.

-4

В литературе мы встретили подобные заявления нескольких людей, которыми, по их мнению, телепатически управляют. Конечно, первая мысль – они душевнобольные. Но я не могу забыть, что таким – душевнобольным (из-за необычных высказываний) объявляли и Циолковского – за его «бредовые» идеи «межпланетных полетов». Так что к месту было бы вспомнить:

«Многие невероятные вещи возможны сегодня только потому, что в прошлом находились "еретики", не боявшиеся выглядеть смешными и отстаивавшие идеи, которые современники считали абсурдными» (Д-р Дженни Рендлз, эксперт в области аномальных явлений).

Типичная форма зомбирования.

Зомбируемому человеку («А») в бодрствующем состоянии дают решать какую‑либо сложную задачу, добиваясь, чтобы у него возникло максимальное сосредоточение его психики на решении этой задачи. (В психологи такое состояние называется нормально доминирующим состоянием, характеризующемся сужением сознания – благоприятным условием для любого словесного внушения.) Когда этот, ничего не подозревающий человек, поглощен решением задачи, Некто (человек «Б»), находящийся поблизости, проговаривает вслух определенные фразы‑команды, но произносит их так, чтобы «А» их услышал, но не обратил бы на них внимания.

-5

И тогда эта информация, помимо воли человека «А» будет поступать в его подсознание, будет находиться там, а при определенных условиях оказывать влияние (помимо воли) на поведение этого человека: почему‑то ему вдруг захотелось подойти… и сделать…, допустим, взять со стола такие-то бумаги. Так происходит процесс зомбирования.

Осознавая такие свои действия, но не зная истинной причины таких своих действий, этот человек естественным образом придумывает для себя (и/или для окружающих) объяснение этому своему поведению. Предположим, вот как он объясняет, почему он тайно взял со стола своего шефа такие‑то два листа: «Почему, почему я их взял? А потому! Может, я хочу испытать себя: смогу ли я взять со стола шефа два таких‑то листка так, чтобы никто не заметил? Гожусь ли я, например, в разведчики?» (хотя можно было и нечто поумнее сказать-придумать в оправдание такого поведения). И, придумав себе подобное объяснение, он, естественно, и не подозревает, что им управляет его подсознание, та программа, которая туда была внедрена. «Естественно не подозревает», поскольку в обычной жизни большинство людей действительно часто и не ведают, что их поведение управляется программами их подсознания, о существовании которых люди и не знают.

Комментарий к достоверности такой психотехнологии зомбирования: с точки зрения теории психологии подсознания и сознания как информационных полей подобное воздействие вполне реально.

ЗОМБИРОВАНИЕ - ЭТО ОДИН ИЗ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Иногда описанные выше техники зомбирования называют «манипулятивными» (хотя манипулятивные техники могут управлять не только поведением, но и желаниями, отношениями…), иногда их называют «техниками внушения».

И здесь следует сказать, что

зомбирование - это частный случай манипулирования, а

манипулирование – это частный случай внушения, а

внушение – это частный случай психологического воздействия.

Значит, зомбирование можно назвать и манипулятивным воздействием (но не каждое манипулятивное воздействие есть зомбирование), и внушением (но не каждое внушающее воздействие есть зомбирование), и психологическим воздействием (и опять же: не каждое психологическое воздействие есть зомбирование).

А теперь поговорим

О ВОЗМОЖНОСТИ МАССОВОГО ЗОМБИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМИ, РЕКЛАМЫ И Т.П.

О возможности зомбирования групп людей говорят тогда, когда речь заходит о влиянии средств массовой информации, о рекламе и о феномене «25-й кадр», как частном случае влияния такого СМИ как кино или телевидение.

Действительно ли возможно с помощью таких средств (СМИ и др.) воздействовать на подсознание группы людей с негативными для них последствиями?

-6

Строго говоря, воздействие средств массовой информации по своему эффекту сродни внушающему воздействию.

-7

И поэтому, когда о средствах массовой информации говорят, что они – «четвертая власть», то это не совсем верно, если под «властью» понимать возможность распоряжаться людьми, повелевать ими, подчинять своей воле, т.е. управлять ими.

СМИ по эффекту внушающего воздействия – это «первая власть» по той силе, которую эта власть оказывает на поведение людей помимо их воли, по тому эффекту, которой она имеет в подсознании людей, вынуждая их поступать именно таким, а не иным образом. И очевидно, что ассоциативная связь СМИ, рекламы с термином «зомбирование» навряд ли случайна, если под зомбированием понимать управление поведением людей через воздействие на их подсознание вопреки (а то и против) их воли.

-8

Особо следует остановиться на феномене, получившим название «Эффект 25-го кадра», или как иногда пишут «так называемого эффекта 25-го кадра».

-9

Почему «так называемого» — об этом чуть позже, а для начала следует отметить, что в основе подобной реально существующей психотехники лежит психологический феномен субсенсорного восприятия.

Субсенсорное восприятие — это неосознаваемое человеком восприятие сигнала (слово, изображение и т. п.), воздействие которого воспринимается органами чувств человека, но

либо из­-за малой его интенсивности,

либо из­-за меньшей силы по сравнению с другим поступающим в это же время сигналом),

либо кратковременности воздействия

вызванное таким сигналом раздражение нервных волокон не достигает коры головного мозга, а в результате его воздействие НЕ ОСОЗНАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.

Однако с помощью специальных средств «след» такого воздействия обнаруживается в подсознании субъекта.

Восприятие такого сигнала (который проникает только в подсознание, но не доходит до сознания) и называется в психологии субсенсорным восприятием.

Иначе говоря, человек не осознает, т.е. не знает, что на него подействовал такой сигнал, не знает, что произошло восприятие этого сигнала и что информация о нем уже находится в его подсознании.

Но главное: находящаяся в подсознании человека информация может оказывать влияние на его поведение, на его оценки, действия, оказывать таким образом, что ему не очевидны причины таких его действий.

На этом принципе — субсенсорном восприятии — построено влияние рекламы («только мельком посмотрел и даже не обратил внимания» — вот такой эффект должна производить настоящая реклама).

-10

На этом же принципе строятся некоторые формы обучения (иностранным языкам, в частности). На этом же принципе построен упоминаемый иногда в прессе «эффект 25­го кадра», а на самом деле — «эффект 24­го кадра».

-11

Суть этого существующего в реальности эффекта заключается в следующем.

Известно, что скорость проекции кадров при кинопоказе — 24 кадра в секунду. Скорость эта настолько большая, что содержание одного кадра зритель, воспринимающий его зрением, не осознает: если, допустим, на одном кадре будет какое­-либо пятно, то это пятно, конечно, отразится на сетчатке глаза, но не будет осознано (человек не успеет обратить на него внимания, т. е. его «не заметит») — это и есть эффект субсенсорного восприятия. Отсюда: если на одном из любых двадцати четырех кадров (только на одном) поместить изображение какого-­либо рекламируемого предмета, то этот предмет отразится на сетчатке глаза зрителя, информация о нем достигнет подсознания, но не достигнет сознания (т. е. зритель не будет знать, что в его подсознании находится изображение этого предмета, допустим, призыв «Купите самое лучшее…»). А поскольку подсознание всегда активно, то помимо воли зрителя у него появится желание, тяга (аттракция) к этому (рекламируемому) предмету[1].

Если же такие кадры будут помещены чаще, чем один раз в зоне 24-х кадров, например на трех, пяти... кадрах подряд, то в этом случае изображение предмета может осознаться человеком (оказаться не только в подсознании, но и дойти до сознания человека), и тогда пропадет эффект «неожиданно» появившегося желания. Если же кадры с изображением этого предмета будут появляться через большее число, чем 24 (допустим, через 25 кадров), то эффект сохранится (может, поэтому этот эффект называют «эффектом 25­го кадра»).

Так вот, на принципе субсенсорного восприятия информации строится (может строиться) и техника зомбирования. Однако автор пока не рискует говорить об этом более подробно (но не потому что не знает психологический механизм такого влияния), ибо создание атомной бомбы в Средние века определенно привело бы к гибели человечества. И именно по этой причине автор не будет спорить с теми, кто полагает, что «эффект 25­го кадра — выдумки» (а на самом деле это — серьезное оружие!).

А пока поговорим о главном элементе процесса зомбирования –

О ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ПОДСОЗНАНИЕ (НЕКОТОРЫЕ ОШИБОЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ)

Поскольку в основе любого зомбирования лежит влияние на подсознание человека, то и следует остановиться на некоторых ложных представлениях о, якобы, недопустимости такого воздействия.

Вот наиболее типичные высказывания подобного порядка,( с которыми автор данной статьи постоянно сталкивается в ходе обучения психотехнологиям воздействия, или получая отзывы на свои подобные материалы):

«недопустимо воздействовать на подсознание»,

«недопустимо воздействовать на подсознание помимо воли человека»,

«недопустимо воздействовать на подсознание» вопреки волей человека»,

«недопустимо воздействовать на подсознание с корытными целями».

Подобные ошибочные мнения из-за неадекватного понимания роли и функций подсознания коренится в истории формирования психологических знаний в нашей стране.

Прежде это было связано с известным Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (от 1936 года), как реакции на появление в нашей стране психологических тестов и их неадекватного применения. Но ликвидировав тесты как таковые, вместе с водой выплеснули и ребенка – практически запретили тогда и психологическую науку. Именно в те годы лауреату Нобелевской премии, отечественному физиологу И.П. Павлову принадлежит знаменитая фраза: «Психология? Я не знаю, что это такое. Есть физиология высшей нервной деятельности», в результате чего многие отечественные учебники по психологии стали, по сути, учебниками по физиологии высшей нервной деятельности.

- Простите, автор, но, во-первых, это было ведь так давно… а во-вторых, какое всё это имеет отношение к затронутому Вами вопросу о подсознании?

- Ваши подобные высказывания, уважаемый мой оппонент, вполне естественны и я их достаточно часто слышу, когда – раньше: говорилось о психологии вообще, а сегодня – и о психологии подсознания.

Я, конечно, мог бы привести – в качестве обоснования - известное высказывание «Все мы – из сталинской шинели»… Поясню.

В психологической науке есть такое понятие как архетип, которое трактуется и как память рода человеческого, на которой вырастает индивидуальная психика каждого человека, находящегося в ареоле воздействия этого архетипа. Так вот, приведенная выше фраза означает, что в коллективном бессознательном наших соотечественников и сегодня присутствуют следы той сталинской эпохи.

И это проявляется и в бытовой практике, и, к сожалению для Вашего покорного слуги, и в науке.

Знаете, почему мы чаще слышим; «Да это у него в подкорке», хотя весь мир говорит «Да это у него в подсознании»? А это – отзвук и той фразы Павлова, и того постановления, которое ликвидировало саму психологию.

А знаете, почему в большинстве отечественных учебников по психологии нет раздела о подсознании?

- Да понятно, автор, потому что подсознание - это такое же рядовое психологическое понятие, как и память, как и общение, как и внимание…

- Верно. Так можно уверенно говорить с позиций середины прошлого века (еще раз извините), когда учение о бессознательном называли - наряду с генетикой, социологией и тестологией - «буржуазным учением» (с презрительным, разумеется оттенком – это я – для совсем молодых читателей).

А вот исследования этих «буржуазных» ученых показали, что подсознание на самом деле управляет более 80% всех поведенческих актов любого человека. И Вашим поведением, дорогой мой оппонент, управляет чаще всего… Ваше подсознание. Только, скорее всего, Вы об этом не знаете, точнее – не чувствуете, поскольку то, что в подсознании человека (в том числе и установочные программы поведения) человек по определению знать не может.

А не зная об этом, пытаются объяснить непонятное просто «случайностью», которая в поведении человека не существует. Человек никогда ничего случайно не делает (более того, и с человеком ничего случайного не происходит).

- Ну это Вы, автор, по-моему, погорячились: я вот вчера чисто случайно ударился рукой о столик… Скажете, небось, специально?

-Вот-вот, для многих из нас – либо «случайно», либо преднамеренно… и ничего другого мы просто не знаем, увы….

Я бы с большим удовольствием рассказал Вам, как Ваше подсознание управляет Вами и часто помнимо Вашей воли (доказательства в авторской книге – «Психология подсознания. Всё о подсознании человека»

-12

http://www.pan-alex-u.ru/psihologia_podsoznanie.html ), но… извините, действительно увлекся.

Мы ведь о зомбировании, о допустимости психологического воздействия на подсознание.

-13

Я, конечно же, мог бы привести аргументы в обоснование подобной допустимости, но… я уже написал об этом – и совсем недавно – в статье «МАНИПУЛИРОВАНИЕ: ОБ ОДНОМ РАСПРОСТРАНЕННОМ ЗАБЛУЖДЕНИИ» https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1651075578278320&id=100001276824460 или вот видео https://youtu.be/wvXQwrN4Zak И там приводятся факты и обоснование того, что воздействие на подсознание вполне допустимо:

-14

И РЕЗЮМЕ.

Зомбирование в современном понимании – это такое воздействие на подсознание помимо или вопреки воле человека, которое преследует цель нанесения вреда или ущерба этому человеку. И именно такое воздействие, естественно, не может быть приемлемым.

Если же мы имеем дело со скрытным, т.е. обращенном к подсознанию воздействием на человека, воздействием с такими корыстными целями, которые не наносят вред или ущерб человеку, воздействием даже вопреки воле человека, допустим, с целью формирования у человека определенного желания, не наносящего вред этому человеку, то такое воздействие (тоже иногда именуемое зомбированием), может считаться приемлемым. О чем и шла речь в одной из предыдущих статей, посвященных манипулированию.

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы, или на высказанное Вами мнение, если когда напишите несколько строк по 08-11-40@mail.ru автору - профессору Панасюку Александру Юрьевичу.

Благодарю.

[1] Если, разумеется, реклама сделана профессионально.