Найти тему
Перельман-канал

горизонт завален (часть 1)

Вопросами культуры, культурной среды и культурного досуга в малых городах России я начал интересоваться давно.

В середине нулевых.

Толчком видимо стало посещение родного города в момент проведения некоего минифестиваля искусств и ремёсел, где мне показалось, что всё это похоже на модные московские активности, в частности на поразивший и вдохновивший меня Бу!Фест, который делали Чеслав и Гиперион

и мой длящийся с ранней юности скептицизм по поводу качества местной загорско-сергиево-посадской культуры поколебался.

Жил я тогда в основном Москве, но т.к. родился и рос и бывал в Сергиевом Посаде, то у меня присутствовал некоторый интерес к теме, наверное, кроме личного, это было что-то вроде патриотического чувства к малой родине и социальной ответственности

В то время известный в прошлом российский галерист и культурный продюсер, ныне проживающий в Черногории, Марат Гельман только недавно начал свой Пермский проект по выкачиванию ресурсов и возможностей из тамошнего олигарха и губернатора Олега Чиркунова

и в рамках проекта, кроме прочего, была открыта культурная газета с оригинальным названием "Соль" (не смейтесь, люди и правда думали, что придумали уникальное название)

я, т.к. имел с Гельманом определённое знакомство и некоторые прежние совместные действия, попросился в газету, делать серию материалов

именно о культуре в малых городах РФ

мне казалось, это логичным, ведь основная идея Пермского проекта была перенести напряжение культурной жизни из традиционных культурных столиц (Москва, Петербург) в регионы

лозунг проекта был

Новая культурная столица России

и вроде бы в эту концепцию укладывалось рассказывать и о культуре в "столице русской духовности"

мне проект виделся в виде серии интервью с инициаторами культурных активностей, руководителями культурных институций, заметными авторами и культурными организаторами и тому подобное

я думал, что люди, находящиеся в центре событий и внутри ситуации лучше и правильнее всего расскажут нам всем о происходящих процессах и сложившихся реалиях и будет намного понятнее, где получать в городе культуру нужного вида и качества, с кем общаться и в чём участвовать

я, разумеется, всего не знал, но был практически уверен, что по цепочке выйду на всё что требует к себе интереса, т.к. обычно, тем более в локальных средах, все всех знают

но!

не тут-то было №1

Гельман узнав об идее отмахнулся, а когда я попытался объяснять и убеждать пришёл в ярость и стал обзываться

а я, как известно, никогда за словом в карман не лазил и не имею столь ценимого в России качества чинопочитания (спец-уважения и повышенной лояльности к людям с ресурсами), поэтому поругались и разбежались

// забегая вперёд скажу, что такое было не в первый и не в последний раз и обычно Гельман нагрубив, через какое-то время приползал потихонечку, делал комплимент или предлагал что-то интересное поработать и вроде как мирились, прощения просить человек не умеет, ну ладно

а важно то, что потом, когда помирились и он попросил меня помочь в одном и правда крайне интересном проекте - оказалось что любое заикание о культуре в малых городах моментально выводит Марата из себя и до такой степени, что он не стесняется орать на безобидных девушек прямо на публичных обсуждениях проектов

возможно его просто достали с этими вопросами, возможно он очень плохо воспитанный человек (это не возможно, а совершенно точно, это я так пошутил) ну и возможно, это интуиция,

интуиция у него бывает, это тоже правда

в общем , забегая вперёд 2

можно сказать, что по форме нет, а по сути Гельман видимо оказался прав//

но мы отвлеклись

время от времени я тыркался с той же идеей: получить по возможности полную картину культуры в малом российском городе интервьюируя участников местных культурных процессов

в разные издания и разным людям, не так чтобы очень упорно, но как-то как мог

пока в какой-то момент времени в 2012 /13 гг не покинул столицу и не вернулся на "историческую родину" в этот самый Сергиев Посад

вернувшись, я кроме прочего, столкнулся с ситуацией коммуникационного вакуума, т.к. мало того что лет 10 жил в другом месте, а и до этого дома практически только ночевал, а все заработки были в столице, т.е. утром уехал, вечером приехал

так что почти никаких знакомых для общения и каких-то взаимодействий, что обычно делают люди друг с другом, у меня не было, всё осталось в Москве или ещё дальше - в прежней жизни:)

и вот я придумал комплексное решение

то что я в шутку называю ХЕШ (хитрая еврейская штучка)

мой товарищ Александр Т. - один из немногих с кем я продолжал общаться с детских лет и до того момента,

был по образованию режиссёр театра, по занятием фотограф и по знанию местной культурной прослойки вполне беспрецедентным человеком, всю жизнь живя и реализуясь в городе, он знал очень много кого и его, что важно, занимала некоторым образом схожая проблема местной культурной ситуации:

сегрегированность участников разных искусств, отсутствие интермедиальности

т.е. музыканты не общались с художниками, поэты с танцорами и так далее, между тем, такое общение, которое как он утверждал существовало в соседних городах, виделось ему интересным и могло быть продуктивным благодаря синергетическому эффекту и так далее, потому что изоляция всегда хуже взаимодействия и прочее и прочее.

И вот я пришёл к Александру и сказал:

"чего мы ждём? если хочешь, чтобы было сделано - сделай сам"

и он ответил

"да"

в тот же вечер мы запустили проект "Культурная карта Сергиева Посада"

у которого были задачи всё разузнать про местную культуру, всех познакомить и объединить и быть полезным всяческими полезностями участникам искусств (например, доска объявлений "ищем вокалиста" и т.д.) и, разумеется, планировалось сделать наконец актуальную общую и полную афишу культурных событий, где бы были и гастроли петросяна во дворце культуры им Гагарина и квартирник местной популярной у молодёжи рок-группы и самодельный перформанс учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища и спектакль муниципального театра Ковчег по пьесе Лескова и всё остальное, что как нам казалось, люди сами должны нам присылать и сообщать, т.к. любой акт творчества нуждается в зрителе/слушателе /эмоциональном и эстетическом соучастнике ,а мы как раз для всего этого сделали площадку

и т.к. ситуация постмодернизма и нет плохих и хороших искусств, иерархий и т.д.

проект получил в первое время некоторый успех и отклик, у нас взяла интервью местная газета, мы провели некоторое количество относительно камерных акций, стали возникать добровольные помощники волонтёры

бюджета у нас, конечно, никакого не было - всё происходило на личном интересе

возможно, предполагали мы, удастся сформировать и консолидировать должным образом культурную среду города, и это со временем принесёт какую-то монетизацию, - но лишь в рамках веера различных предположений, что вообще может произойти в связи с этим проектом

/а я в рамах своей дополнительной программы перезнакомился с кучей местного творческого народу/

и в общем-то всё

ни одного интервью с местными культурными деятелями (на этот раз планировалась видеодокументация, что было уже несложно даже с более менее качественной мыльницей) мы так и не сделали

никакой интермедиальности не наступило, группа проекта в ВК не набрала и 1000 участников

и всё стало подвисать и тянуться,

а также у нас с Александром случилась всякая личная жизнь, не между друг другом, что было бы , конечно, модно и несколько дерзко в нашем не самом юном возрасте, но у каждого со своими дамами

*

тут надо ещё заметить, что в рамках реализации этой КуКаСеПо сразу же я заметил, что некоторые мои знакомые, с которыми я познакомился через московских общих творческих коллег, с некоторой насмешкой/иронией/сарказмом и отстранённо воспринимали нашу активность, хотя и по моей просьбе как-то поучаствовали в общем собрании всех, кого мы сумели собрать

я тогда понял это как некоторый молодой максимализм и снобизм, потому что ребята и правда были в творческом плане интересными, а в общекультурном продвинутыми, ну у них была некая своя творческая группа, что вписывалось в анализ Александра об обособленности местных участников искусств.

*

короче говоря

увидев , что ничего особенного не происходит эффекта "снежного кома нет" и так далее, я понемногу самоустранился из проекта, в котором, в общем то уже ничего кроме очень фрагментарной афиши событий не происходило и стал помогать уже к тому времени помирившемуся со мной Гельману делать "Новую культурную политику"

Я продолжаю считать, что данное начинание, хотя и не было завершено и возникло как сопротивление министру культуры Мединскому, в то время ещё даже толком не расправившему свои псевдопатриотические крылья, тем не менее, было возможно самым важным полезным и интересным,что в своей жизни начинал Гельман (не потому что я поучаствовал, скорее я поучаствовал как раз поэтому)

у проекта был достаточно грамотный анализ и интересные и несомненно верные выводы из него

и самое главное, проект реально давал шанс на развитие всей России - не только нефтегазовой отрасли или ура-патриотическому кинематографу, или Москве или нефтяном/ ресурсодобывающим центрам /областям типа Тюмени или Якутии,

а всей России целиком, т.к. у проекта была исходящая из мирового опыта и человеческих реалий концепция, позволявшая реализовывать и адаптировать идеи проекта практически на любых территориях

это действительно была Политика в правильном смысле слова

может быть, проект и был в текущих российских условиях не менее утопическим, чем наша "Культурная карта Сергиева Посада",

но если вам надо сделать свой регион привлекательным для местного населения и для приезжих - возьмите, найдите и почитайте

или посмотрите видеопрезентацию в архивах ТК Дождь

*

тут следует немного порассуждать о причинах, по которым не взлетел проект Гельмана.

Подозреваю я следующее

как и в случае с КК Сергиева посада, не получилось "снежного кома"

не было бюджета, изначально всё было на волонтёрской основе и хотя Гельман и наступил себе двумя ногами прямо на горло и обещал мне заплатить за участие, но вышло как всегда, т.е. не заплатил

а без бюджета Гельман ведь не Гельман

вся его жизненная стратегия очень проста: найти источник ресурсов и сесть на поток, финансируя из него культурные проекты и себя

сначала источником был г-н Сурков - серый кардинал российской политики и сам не чуждый творчества человек и Гельман занимался политическими технологиями как-то привязывая к ним свои увлечения современным искусством

но после провала на Украине этот источник иссяк и Гельман нашёл себе нового покровителя в лице пермского губернатора и олигарха Чиркунова

так появился во многом прекрасный Пермский культурный проект

а когда Чиркунова "ушли"

Гельман отыскал себе следующего хозяина - богатейшего человека Черногории, миллиардера российско-еврейского происхождения Наума Эмильфарба, собственно поэтому он и живёт и свою культурную деятельность делает именно в этой стране.

*

ну хорошо

для первого раза достаточно

продолжим позже

и в следующих частях данного текста

будет, наконец, рассказано про про то как я стал художником и кустарём одиночкой и придумал очередную очень-очень комплексную ХЭШ и что из этого вышло (спойлер - как всегда, ничего:))

и поступят разъяснения, или скорее размышления о том, почему всё-таки горизонт завален

а также , что стало с идеей снимать интервью для Культурной Карты Сергиева Посада:))

=>

=>//подумал и решил не писать, что Александр и его новая спутница-партнёрша сделали с идеей снимать видеоинтервью

просто это не интересно никому т.к. проект из культурно объединительного превратился в лично-рекламный и полностью поменял мотивацию и тематику

*

продолжение следует

а это видео времён культурной карты СП (снимал, задавал вопросы, рассказывал и монтировал я)