Найти тему

Метрополитен ордена Романова имени Николая Романова

Оглавление

Это метрополитен имени Ленина. Станция “Автово” в Петербурге входит в 10ку самых красивых станций метро в мире.
Это метрополитен имени Ленина. Станция “Автово” в Петербурге входит в 10ку самых красивых станций метро в мире.

Представляете, как было бы красиво? Но не случилось. Есть такая распространенная фраза: “Когда в России отменяли крепостное право, в Лондоне открыли метро”. Это действительно так. В социальном смысле слова Россия была существенно более отсталой, чем европейские страны. Метро в Лондоне открыли тогда, когда Александр II занимался реформами, призванными хоть как-то изменить жизнь общества в цивилизованную сторону, но технологически Россия была вполне передовым государством.

Линии современного метро двух столиц.
Линии современного метро двух столиц.

Лондонское метро останется старейшим, но свой первый наземный метрополитен Петербург, а чуть позднее, Москва могли получить еще на рубеже веков.

Вопросы наследственности.

Сергей Балинский (фото - Бабушкин Сергей)
Сергей Балинский (фото - Бабушкин Сергей)

В 1861 г. у одного из основателей всей российской психиатрии Ивана Михайловича Балинского родился сын. Семья была большая, имела прекрасные корни (в роду были деятели искусства и науки), представители ее были людьми образованными и деятельными. Петр Иванович Балинский не пошел в медицину, как отец и старший брат, а выбрал профессию гражданского инженера, то есть занимался проектированием зданий и сооружений. Его имя связано со строительством нескольких зданий и комплекса нынешнего МАПО в Петербурге. Однако, правильнее всего сегодняшним языком Петра Ивановича было бы назвать визионером.

Балинский видел далеко, на много лет вперед.

Петербург ( как и, в меньшей степени, Москва) даже в конце 19 века имел крайне слабую транспортную систему, что представляла серьезные трудности для небогатых горожан, которым приходилось передвигаться на весьма солидные расстояния пешком.

Имея опыт проектирования и строительства железной дороги, Балинский в 1898 году представил градоначальнику амбициозный план, имеющий целью сделать единую и скоростную надземную систему внутригородской железной дороги.

Знаменская площадь (ныне площадь Восстания) в Петербурге.  (фото - Бабушкин Сергей)
Знаменская площадь (ныне площадь Восстания) в Петербурге. (фото - Бабушкин Сергей)

На месте Обуховской больницы предполагалось строительство самого большого в Европе вокзала, от которого лучами должны были расходиться ветки, соединяющие между собой все пять столичных вокзалов.

Витебский (раньше Царскосельский) вокзал в Петербурге.
Витебский (раньше Царскосельский) вокзал в Петербурге.

Дорога должна была проходить в несколько полос на высоте 5-10 метров и иметь длину более 100 км. Двигающиеся с небывалой для городского транспорта скоростью 50-70 км/ч поезда должны были ходить каждые несколько минут. Проект предполагался окупаемым и прибыльным.

Чертеж станции “Новопетергофский проспект”.  (фото - Бабушкин Сергей)
Чертеж станции “Новопетергофский проспект”. (фото - Бабушкин Сергей)

Спустя несколько лет аналогичный проект Балинский представил и в Москве.

Красная площадь с проектом линии метрополитена. (фото - Бабушкин Сергей)
Красная площадь с проектом линии метрополитена. (фото - Бабушкин Сергей)

Почему не сложилось?

Россия на рубеже веков находилась в непростом финансовом положении. Несмотря на то, что император поддержал концепцию и создал даже комиссию, изучавшую вопрос, Петербургскому проекту отказали из-за нехватки финансов. Кроме этого, городские власти были настроены крайне негативно, так как предполагалось изъятие большого количества городских земель под государственные нужды. Были высказаны и опасения, что от этой системы пострадают горожане, которым дорога окончательно перекроет доступ к солнцу. У городских властей были, к тому же, собственные планы относительно транспортных программ.

Однако Балинскому мы можем сказать спасибо хотя бы за то, что именно в ответ на его деятельный поиск частных инвесторов в Англии, городские власти ускорили реализацию системы городских трамваев.

В Москве проект не пошел сразу. Из-за хаотичной застройки центра города, в отличие от Петербурга там требовался снос огромного числа зданий, включая церкви.

В целом, общественность негативно относилась к этим проектам, хотя император компенсировал затраты Балинского по разработке проекта крупной суммой в 100 тысяч рублей.

Сегодня, нам остается только фантазировать, как бы выглядели наши города, сложись тогда все удачно.

Что почитать:

-8

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.