Представляете, как было бы красиво? Но не случилось. Есть такая распространенная фраза: “Когда в России отменяли крепостное право, в Лондоне открыли метро”. Это действительно так. В социальном смысле слова Россия была существенно более отсталой, чем европейские страны. Метро в Лондоне открыли тогда, когда Александр II занимался реформами, призванными хоть как-то изменить жизнь общества в цивилизованную сторону, но технологически Россия была вполне передовым государством.
Лондонское метро останется старейшим, но свой первый наземный метрополитен Петербург, а чуть позднее, Москва могли получить еще на рубеже веков.
Вопросы наследственности.
В 1861 г. у одного из основателей всей российской психиатрии Ивана Михайловича Балинского родился сын. Семья была большая, имела прекрасные корни (в роду были деятели искусства и науки), представители ее были людьми образованными и деятельными. Петр Иванович Балинский не пошел в медицину, как отец и старший брат, а выбрал профессию гражданского инженера, то есть занимался проектированием зданий и сооружений. Его имя связано со строительством нескольких зданий и комплекса нынешнего МАПО в Петербурге. Однако, правильнее всего сегодняшним языком Петра Ивановича было бы назвать визионером.
Балинский видел далеко, на много лет вперед.
Петербург ( как и, в меньшей степени, Москва) даже в конце 19 века имел крайне слабую транспортную систему, что представляла серьезные трудности для небогатых горожан, которым приходилось передвигаться на весьма солидные расстояния пешком.
Имея опыт проектирования и строительства железной дороги, Балинский в 1898 году представил градоначальнику амбициозный план, имеющий целью сделать единую и скоростную надземную систему внутригородской железной дороги.
На месте Обуховской больницы предполагалось строительство самого большого в Европе вокзала, от которого лучами должны были расходиться ветки, соединяющие между собой все пять столичных вокзалов.
Дорога должна была проходить в несколько полос на высоте 5-10 метров и иметь длину более 100 км. Двигающиеся с небывалой для городского транспорта скоростью 50-70 км/ч поезда должны были ходить каждые несколько минут. Проект предполагался окупаемым и прибыльным.
Спустя несколько лет аналогичный проект Балинский представил и в Москве.
Почему не сложилось?
Россия на рубеже веков находилась в непростом финансовом положении. Несмотря на то, что император поддержал концепцию и создал даже комиссию, изучавшую вопрос, Петербургскому проекту отказали из-за нехватки финансов. Кроме этого, городские власти были настроены крайне негативно, так как предполагалось изъятие большого количества городских земель под государственные нужды. Были высказаны и опасения, что от этой системы пострадают горожане, которым дорога окончательно перекроет доступ к солнцу. У городских властей были, к тому же, собственные планы относительно транспортных программ.
Однако Балинскому мы можем сказать спасибо хотя бы за то, что именно в ответ на его деятельный поиск частных инвесторов в Англии, городские власти ускорили реализацию системы городских трамваев.
В Москве проект не пошел сразу. Из-за хаотичной застройки центра города, в отличие от Петербурга там требовался снос огромного числа зданий, включая церкви.
В целом, общественность негативно относилась к этим проектам, хотя император компенсировал затраты Балинского по разработке проекта крупной суммой в 100 тысяч рублей.
Сегодня, нам остается только фантазировать, как бы выглядели наши города, сложись тогда все удачно.
Что почитать:
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.