Найти в Дзене
Чык-чырык

Как Тупак Шакур останавливал гангстерские войны

Оглавление

Вам 20 лет, вас зовут Тупак Амару Шакур, вы начинающая звезда хип-хопа. А ещё вы происходите из бедной черной семьи, чья бабушка - одна из самых разыскиваемых политпреступников США, буквально вчера бежавшая на Кубу.

Взрывной коктейль. Смешать, взболтать и вспомнить, что в детстве вы часто общались с самыми радикальными членами черной общины. А ещё ваше имя...

Лайсен Пэришь Крукс получил свое имя Тупак в 1971 году в считанные дни после своего рождения. Родители были радикалами, да и бабка - Асатта Шакур - дремать не давала, так что имя дали не какое-нибудь - в честь инкского императора Тупака Амару.

Вспоминая свою мать Афени Шакур, Тупак говорил, что его "всегда растили как "черного принца" революции". Но, скорее, его так назвали потому, что хотели подчеркнуть единство не-европейских рас американского континента в борьбе с американским империализмом. Тогда это была популярная идея среди черных радикалов.

Положение семьи Тупака резко изменилось в 1973 году. Его бабка совершила крутой, но чреватый самыми серьезными последствиями, "теракт" - убила в 1973 году военного. Она сумела бежать из тюрьмы на Кубу, но в помощи организации побега был обвинен её брат Мутулу.

Американская Фемида всегда отличалась беспощадностью, но периодически она была въедливая сверхмеры. В тюрьму Мутулу не попал, обвинение не собрало доказательств его прямой вины, а того что было - было явно недостаточно. То что произошло дальше, достойно пера Фрейда или какого-либо другого озабоченного психонавта.

В 1975 году, брат бабки матери Тупака женился на ней. Все вместе они поселились в ньюйоркском Гарлеме, где Тупак сильно сблизился с сыном Мутулу Мопреме.

История семья началась как античная-революционная трагедия и продолжалась ею же. Довольно скоро мать Тупака села на крек. Всему виной было обвинение Мутулу в 1981 году в удачной попытке ограбления банка на $1,6 млн. Итог налета: два убитых полицейских и один убитый охранник.

ФБР давно приценивалось к Мутулу, в этот раз ему не удалось отвертеться. Мутулу посалили в тюрьму, как думали надолго. Но тюремные стены не смогли удержать того, кто помогал своей сестре бежать на Кубу - Мутулу сбежал и быстро оказался в списке "10 самых опасных и разыскиваемых подозреваемых США". Поиски быстро превратились в охоту на человека, однако закончились всего лишь поимкой беглеца и окончательной посадкой его в тюрьму. На долго, чтобы не сбежал в следующий раз.

Мать севшая на крэк - кошмар для детей. Впрочем, Тупак жил в таком районе Балтимора, что не понятно, что было хуже - жить там или видеть каждый день мать-наркоманку. Ситуация в районе ухудшалась день ото дня. В какой-то момент Афени поняла, что если не её, так её детей точно пристрелят и отослала их своей подруге Линде Пратт. Так Тупак оказался в Калифорнии.

99 incentives to win

Шел 88-й год. Через год президентом станет Буш старший, СССР рухнет через 3 жалких года, а Тупаку Шакуру едва исполнилось 17 и он жил теперь в Калифорнии в Марин-сити. Это был настоящий анклав нищеты и убогости. Пригород, населенный в основном черными, располагался внутри графства Марин - богатого и населенного преимущественно белыми.

Именно там Тупак начал читать реп, а также на своей шее познал, что такое быть белой вороной.

Хотя он проживал в комплексе социального жилья под красноречивым названием "Джунгли", его внешний вид, по его словам, был слишком хипповым для местной молодежи. В баскетбол поиграть не удавалось.

Выход из ситуации был найден быстро - читаем реп и все путем.

Но если с местным населением контакты налаживались, такое нельзя было сказать про семью. Мать сидела на наркоте и слезать категорически отказывалась. В конечном счёте, после окончания школы, Тупак решил сбежать к своему брату Мопреме. Он как раз вернулся из армии и проживал в Окленде. Не то чтобы край света, в конце-концов штат был тот же, Калифорния, зато это резко меняло атмосферу в доме. А именно этого хотел по всей видимости Тупак.

Ну, сказано - сделано. Теперь ты в Окленде. И что же ты будешь делать?

Как остановить войну? Участвовать в ней

Это частая ошибка тех, кто читает историю выдающихся личностей - Тупак относился именно к этому типа. Вы читаете как человек шел к вершине. Удивления не то, что он до неё дошел, удивляет - как легко, как быстро. Даже подробное описание того, чем пожертвовал человек на пути к вершине не останавливает читателя перед попыткой примерить его путь на себя.

Тем кто пытается - обычно не удается достичь и сотой, не то что десятой доли того, чего достигли их кумиры. Тем более это касается таких "эфимерных" вещей, как политика.

Забегая вперёд скажу - Тупаку удалось остановить, пусть временно, одну из самых кровавых войн в истории черных банд Лос-Анджелеса - войну между бандами "Крипс" и "Бладс" (о них я писал ранее на канале, так что - можете про них подсмотреть там). Он просто пришкл и предложил им заключить нечто вроде "правил игры": цельный свод из 26 правил, которые участники банд, которые подписывались под нем, соглашались соблюдать неукоснительно.

И многие, быть может подумали - какой клевый мужик этот Тупак, взял, пришел. Всего лишь надо было - завоевать популярность, качая рифмы с парнями на улицах. Проблема именно в том, что чтобы просто придти и предложить, Тупаку пришлось пройти определенный путь. Даже если ты мегазвезда хип-хопа, никто не обязан тебя слушаться. Там где царит сила - слова стоят мало, за словами должны стоять дела.

В принципе, это действует в любой сфере - за словами должны стоять дела. За словами Тупака дела были.

В Окленде Тупак долкао дурь, обзавелся АК-47 и участвовал в разборках между группировками. Его отличие от них всех заключалось в том, что для него это были всего лишь меры, необходимые правила игры, которые он и Мопреме готовы были соблюдать, в то же время считая, что они годятся для чего-то более серьезного.

Для обоих выходцев из радикальных черных семей было понятно, что наркота - это просто бичь черных сообществ. Нищета, эпидемия крека, постоянное насилие на улицах.

"Давайте просто попытаемся умно подойти к тому, что мы делаем. Может быть мы сможем спасти несколько жизней", - примерно так Мопреме вспоминал об их настроениях.

Случай скоро представился в районе Уоттс.

От эксперимента к самой занюханной дыре Южного централа

Уоотс был известен ровно двумя вещами: мощным расовым бунтом в 1965 году, после которого из района убежали все, у кого была пригоршня долларов в кармане, а во-вторых - самыми неудачным проектами социального жилья для неимущего населения.

Тысячи жителей района были стянуты в огороженные чуть ли не колючей проволокой по периметру бетонные блоки, слишком крупные, чтобы считаться одним зданием, слишком удаленные друг от друга, чтобы стать чем-то цельным. Здания различались очень просто - "здание номер 135" или как-то так. Безымянность только подчёркивало нищету и убогость района.

Практически каждое такое номерное здание контролировалось тяжеловооруженной бандой. Именно они контролировали всю инфраструктуру, от гимнастических залов и до прачечных. За их использование надо было платить им, если вы хотели пойти в эти заведения - вы уведомляли банду, контролирующую задние. Поход к другим зданиям, даже просто переход улицы могли привести к смерти - это было ничем иным, как настоящим городским трайбализмом в чистом виде.

Вот почему заключённое в 1992 году перемирие между бандами - это действительно уникальный результат, к которому Тупак основательно приложил свою руку.

На пути к новому порядку

Перемирие заключал Джим Браун. В прошлом мегазвезда американского футбола - игры не просто популярной, но культовой, чемпионский финал которой, "Суперкубок", - это общенациональный праздник. Он встретился с представителями банд района, включая его собственный - Холливуд Хиллс.

Нельзя сказать, что все прошло легко и просто, но все же главари постарались найти общий язык. Дело в том, что после бунтов в Лос-Анджелесе, очередной виток уличного насилия и последующего жестокого ответа со стороны государства привел к фактическому истощению группировок. Было понятно, что больше так продолжаться, надо искать компромиссы. Поэтому банды Уоттса - Grape Street Crips, PJ Watts Crips, Bounty Hunter Bloods, Hacienda Village Bloods - организовали встречи друг с другом на терроритории каждой банды.

Там за барбекю и традиционной семейной вечеринкой и договаривались о таком серьёзном деле, как перемирие. Правда, встречи омрачалось вмешательствами полиции, а над собравшимися постоянно баражжировал полицейский вертолет, но всё-таки переговоры дали свои плоды: было заключено соглашение из 26-и пунктов, которое решили придерживаться все банды.

Пункты соглашения были направлены на уменьшение насилия между бандами и нанесению вреда черному сообществу. Отныне продажа наркотиков была запрещена беременным, несовершеннолетним, гражданские и не входящие в банды перестали быть предметом разборок и не должны были страдать от них, по улицам можно было перемещаться вне зависимости от кварталов проживания. Интересно наказание - пуля провинившемуся.

И Тупак и Мопреме предварительно наметили пункты соглашения уже в Окленде. Назвали его незамысловато - "Бандитская жизнь" ("Thug Life"). За разъяснениями молодежь обратилась к профессионалу - битому жизнью и тюрьмой Мутулу Шакуру. Именно он отредактировал окончательный вариант соглашения.

В основу, как сказал Мопреме, были положены простые человеческие чувства - жадность и страх. Страх получить пулю был силен даже в членах банды. Окружающий их беспредел беспокоил из самих, если бы только конкуренты готовы были пойти на переговоры, остальные участники "рынка насилия" среди банд спустя какое-то время присоединились к бы ним. Жадность - в стабильном окружении, где не надо бояться ежесекундно за свою жизнь и проворачивание дела, легко вести бизнес. Стабильность означает меньшее вмешательство многочисленных госслужб, включая ФБР, полицию и Анти-наркотическое бюро.

Ставка, помноженная на мегазвезду национального вида спорта и уважаемых членов музыкально-криминального мира, дала результат. Помогло, конечно же, и то, что у Тупака были, можно сказать родственные связи с черными радикалами и уважаемыми членами афро-американского сообщества по всей стране. Бабка Асатта и его мать Афени не подвели.

Позже Тупак вспоминал, что уважаемые и серьёзные люди из банд, которые любили его музыку и уважали его политические взгляды, звонили ему и просили возглавить "движение к перемирию".

На "совещание" в Уоттсе Тупак не попал. Зато он участвовал в похожем "совещании" в Бруклине, где все серьёзные черные банды Нью-Йорка обсуждали их с Мопреме и Мутулу соглашение. Благодаря эстраординарному дипломатическому таланту Тупака (которое, конечно же, вытекало из его положения в музыкально-криминальной среде), группировкам удалось договориться. До этого Тупак даже сумел выступить в ряде тюрем, что было положительно оценено - человек явно уважал ту среду, которую собирался окучивать своим соглашением.

Конечно же, заключённые соглашения продержались недолго. Что в Уоттсе, что в Нью-Йорке о них забыли через какое-то время. В конце-концов, самого Тупака убили, а убийство так и не раскрыли до сих пор. Но как ни странно, это все не повлияло на формирование новых привычек у банд, которые были прописаны в соглашениях.

Виток уличного насилия в Лос-Анджелесе резко пошел вниз. Поговаривают, что это прямая заслуга заключённого когда-то в Уоттс соглашения.

И все дружно благодарим портал HipHopDx за интересные факты.