Российские летчики считают самым сложным российским аэропортом – Норильск. Это связано с погодными условиями, которые там постоянно меняются, и особенностям взлетно-посадочной полосы.
Норильский аэропорт называется Алыкель, он был открыт в 1950 году. Норильск, если кто не знает, – это север Красноярского края. Здесь очень суровый климат. Это один из наиболее холодных городов мира. Период морозов тут длится 280 дней в году, а снежный покров сохраняется в среднем 8-9 месяцев. Плюс постоянные ветра.
Что уж говорить о взлетах и посадках, если тут даже стоящие на стоянке самолеты может развернуть ветром.
Норильский пупок
И вот в такой ветер приходится садиться самолетам. Но ветра – не единственный сюрприз аэропорта. Взлетно-посадочная полоса имеет в середине горб или, как его ласково называют авиаторы, «пупок».
Вот как описывал посадку в Норильске опытный командир-инструктор Ту-154 писатель Василий Ершов (умер в 2017 году).
Посадочная полоса в начале своем вроде как бугорком, мы это называем «Норильский пупок». Ветер дует справа сбоку и поднимает на бугорке этот поземок, плотным слоем, высотой где метр, где полтора. Под ним прячется бетон полосы, и на какой высоте надо заканчивать выравнивание самолета, знает только опытная пилотская задница.
В Алыкеле пришлось садиться не одну сотню раз, и его пупок – как мой собственный. Мы его оближем. Справа сидит очередной второй пилот, которому надо передать опыт. Поэтому я оговорил все нюансы еще наверху, а сейчас, по мере приближения к земле, я комментирую с показом руками. Вот смотри, как ЭТО делается.
Тут еще добавилась снежная взвесь какая-то, и видимые было издалека огни полосы размылись и затянулись кисеей, потом кашей, потом плотной занавесью, а потом мы вновь вскочили в облачка, – а до полосы-то три километра.
Посадка на пупок означает, что полоса набежит своим уклоном под колеса быстрее, чем обычно, а значит, надо начать выравнивать пораньше. Я еще раз напоминаю бортинженеру, что режим работы двигателей будем убирать попозже, строго по моей команде.
Огни полосы размыты, это скорее светлые пятна над туманом. Вот где-то между ними прячется подстерегающий нас пупок, и я его таки оближу.
– Торец, пятнадцать! Десять! Пять!
Я чуть подтягиваю штурвал. Чуть-чуть. Самолет загружен хорошо, правильно, центровка нормальная, нос не тяжелый и не легкий.
– Три метра! Три! Два! Два!
Ага: машина идет параллельно бетону, теряя скорость, но еще держится, благодаря режиму двигателей, который я не убираю. Пупок где-то под нами. Сейчас бетон начнет потихоньку уходить вниз: перелом рельефа кончился. Если ничего не делать, пролетим еще немного и хлопнемся. Но я делаю то, что ввергает в ужас второго пилота: чуть-чуть толкаю штурвал от себя.
– Что вы делаете? – лепечет он.
– Облизываю… Режим 78! 75! Пла-авно малый… – и машина еле слышно цепляет колесами за бетон. Мы обогнули пупок на минимальной высоте, и падать просто неоткуда.
Вот как выглядит посадка на пупок со стороны.
А вот что рассказывал об этом аэропорте пилот-инструктор авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, известный в Сети как блогер «Летчик Леха».
Помимо множества мелких происшествий, связанных с выкатыванием самолетов за пределы ВПП, в Норильске была и одна крупная авиакатастрофа.
16 ноября 1981 там при заходе на посадку разбился самолета Ту-154. Воздушное судно приземлилось на полет и ударилось о каменную насыпь. 95 пассажиров и 4 члена экипажа погибли, 68 человек выжили. Причиной катастрофы стали ошибки экипажи и конструктивные недостатки самолета.
Сейчас аэропорт Норильска, включая ВПП, на реконструкции. Уберут ли «пупок», не сообщается.