Найти в Дзене
Кругозор

Будем бдительны !

Российские депутаты собираются законодательно стимулировать граждан к патриотичному поведению: в Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за недоносительство о преступлениях экстремистского характера. Законопроекту следовало бы присвоить имя Павлика Морозова, ведь ответственность за несознательное поведение предусмотрена с 14 лет. Учитывая, что в последнее время понятие экстремизма стало трактоваться широко и свободно, а срок можно получить даже за перепост фото в соцсетях, депутатская инициатива может коснуться многих. Правозащитники опасаются, что новый закон спровоцирует всплеск доносительства. О том, что заставляет людей жаловаться друг на друга, какую роль в этом играет государство и какими бывают доносы, «Ленте.ру» рассказал автор работы «Донос как социально-психологический феномен», доктор философских наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Валерий Нехамкин. 
«Лента.ру»: Доносительство становится новым трендом?

Какие бывают доносы?
Профессиональный. Цель — отправить вышестоящим инстанциям информацию, которая позволит убрать с должности неприемлемое лицо. Профдонос — своеобразная игра в «кошки-мышки» или «охотник-дичь». Доносчиков и жертву до поры до времени могут связывать теплые, дружеские отношения. Задача — чтобы жертва не догадывалась о предпринимаемых шагах до того момента, когда уже будет поздно что-либо предпринимать для личной защиты.

Бытовой. Цель — устранить конкурента в личной сфере. Это может касаться любовного соперничества, ненависти к богатству соседа, спора из-за участка земли, личной неприязни и т.д. Главный мотив в бытовом доносе должен быть «завернут» в приемлемую для адресата «упаковку» (преимущественно политическую). Часто бытовой донос становится родственным. Самый известный пример — донос Павлика Морозова на своего отца.

Открытый. Делается не тайно, а публично. Связан с высоким личным риском для доносчика (ибо жертвы доноса могут быстро применить к нему административные меры). При такой форме доноса в 1930-е годы доносчик часто сам становился жертвой, поэтому открытый донос требует от доносчика исключительной личной смелости и самообладания.

Нехамкин: Лично я этого пока не замечаю. Другое дело, что сегодня высшие чиновники уже не одергивают доносчиков. Ситуация изменилась по сравнению с 1990-ми годами, когда массово осуждалось доносительство советского периода. Когда власть хочет обозначить какое-то явление как негативное, зачинщиков, как правило, в любом государстве примерно наказывают. Сегодня с доносчиками этого не происходит, и такая ситуация провоцирует интересные рассуждения о дальнейшем ее развитии.

Что больше способствует расцвету доносительства — позиция государства или социальная среда, которая воспитывает доносчика, дает ему мотивацию?
Российские депутаты собираются законодательно стимулировать граждан к патриотичному поведению: в Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за недоносительство о преступлениях экстремистского характера. Законопроекту следовало бы присвоить имя Павлика Морозова, ведь ответственность за несознательное поведение предусмотрена с 14 лет. Учитывая, что в последнее время понятие экстремизма стало трактоваться широко и свободно, а срок можно получить даже за перепост фото в соцсетях, депутатская инициатива может коснуться многих. Правозащитники опасаются, что новый закон спровоцирует всплеск доносительства. О том, что заставляет людей жаловаться друг на друга, какую роль в этом играет государство и какими бывают доносы, «Ленте.ру» рассказал автор работы «Донос как социально-психологический феномен», доктор философских наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Валерий Нехамкин. «Лента.ру»: Доносительство становится новым трендом? Какие бывают доносы? Профессиональный. Цель — отправить вышестоящим инстанциям информацию, которая позволит убрать с должности неприемлемое лицо. Профдонос — своеобразная игра в «кошки-мышки» или «охотник-дичь». Доносчиков и жертву до поры до времени могут связывать теплые, дружеские отношения. Задача — чтобы жертва не догадывалась о предпринимаемых шагах до того момента, когда уже будет поздно что-либо предпринимать для личной защиты. Бытовой. Цель — устранить конкурента в личной сфере. Это может касаться любовного соперничества, ненависти к богатству соседа, спора из-за участка земли, личной неприязни и т.д. Главный мотив в бытовом доносе должен быть «завернут» в приемлемую для адресата «упаковку» (преимущественно политическую). Часто бытовой донос становится родственным. Самый известный пример — донос Павлика Морозова на своего отца. Открытый. Делается не тайно, а публично. Связан с высоким личным риском для доносчика (ибо жертвы доноса могут быстро применить к нему административные меры). При такой форме доноса в 1930-е годы доносчик часто сам становился жертвой, поэтому открытый донос требует от доносчика исключительной личной смелости и самообладания. Нехамкин: Лично я этого пока не замечаю. Другое дело, что сегодня высшие чиновники уже не одергивают доносчиков. Ситуация изменилась по сравнению с 1990-ми годами, когда массово осуждалось доносительство советского периода. Когда власть хочет обозначить какое-то явление как негативное, зачинщиков, как правило, в любом государстве примерно наказывают. Сегодня с доносчиками этого не происходит, и такая ситуация провоцирует интересные рассуждения о дальнейшем ее развитии. Что больше способствует расцвету доносительства — позиция государства или социальная среда, которая воспитывает доносчика, дает ему мотивацию?