На низком берегу туманной и болотистой реки Шельды возвышается некогда величественное строение – замок Стен. У него была непростая судьба: иногда праздничная, иногда печальная. Менялась власть, менялись хозяева у замка, менялся и он сам, однако аура раннего Средневековья и некой таинственности окружает замок до сих пор.
Когда он был основан, никому не известно, как неизвестна и точная дата основания бельгийского города Антверпен, в центре которого высятся остроконечные башни красавца замка. Но все же понадеемся на самых правдивых историков – археологов, которые на основании данных раскопок утверждают: первое оборонительное сооружение на низком берегу туманной Шельды было заложено в VI веке нашей эры, а первые крепостные стены – в IX.
Археологические изыскания в районе замка показали, что здесь некогда находились поселения норманнов-викингов. И сам по себе напрашивается вывод: первыми, кто заселил пустынные берега, а значит, и заложил крепость, был северный народ странников, искателей лучших земель и торговцев – викингов, или, как их еще называют, варягов.
Мы знаем, что варяги под свой форпост выбирали самое удобное место, как правило, на берегу широкой реки, чтобы было удобно контролировать любое передвижение по реке – этой связующей артерии, ну, и взимать, как водится, неплохие налоги. В древности, особенно в лесистых и болотистых местностях, река являлась практически единственным путем передвижения. А изначально Стен, думается, был не только оборонительным сооружением, но и контрольным постом на берегу одного из таких связующих путей.
О том, что замок являлся серьезным укреплением, говорит само название (steen в переводе с голландского значит «камень»). В отличие от деревянных строений замок действительно выделялся своими внушительными каменными стенами.
Первые письменные источники, упоминающие замок, относятся к XII веку, и потому он считается самым древним строением в Антверпене. Насыщенная и глубокая история Стена делает его одним из самых привлекательных замков Бельгии. Его теперешний вид мало соответствует тому, как он выглядел в далеком Средневековье, однако разница в оттенках камней, от темных тонов у основания до светлых тонов более поздней постройки, свидетельствует о бесспорной древности сооружения.
Среди многочисленных владельцев замка принято выделять полководца и вдохновителя Первого крестового похода – Готфрида Бульонского, именно он достроил замок и придал ему внешнее сходство с замками Святой земли. Однако замок Стен вдохновлял на перестройку не только предводителя крестоносцев.
Карл V также приложил свою царственную руку к изменению внешнего облика Стена. По его поручению замок был перестроен как отдельное защитное укрепление – стены расширили для того, чтобы легче было установить на них артиллерию. Были вновь отстроены замковые сооружения, придавшие Стену его современную прямоугольную форму с расположенными по углам высокими круглыми башнями.
Мрачная тень XVI века ложится на историю замка. Во время правления Габсбургов замок Стен превратился в резиденцию испанской святой инквизиции.
В те страшные годы огромное количество людей пострадало из-за инквизиторов: можно было и не являться протестантом, еретиком, ведьмой или государственным преступником, а просто быть красивой женщиной или человеком, на которого донесли, и все... аутодафе на площади перед замком. Понятно, почему местные жители старались стороной обходить это страшное место.
Понятно также то, откуда появились антверпенские легенды. Кстати, один из вымышленных грозных персонажей теперь увековечен в памятнике перед замком. Как напоминание о былом страхе горожан, высится грозный и проказливый великан Ваппер. Но теперь он страшен лишь пьяницам да праздношатающимся бездельникам – по легенде, именно на них обрушивается кара сказочного великана.
До сих пор над воротами остался след руки фанатика иезуита. На барельефе над воротами изображен языческий бог плодородия Семини, которому поклонялись здешние племена. Говорят, что к нему приходили бездетные женщины и просили его о желанном зачатии и рождении ребенка. Иезуиты не могли стерпеть такого неприличия, потому изображенный божок был поврежден и лишен своего характерного мужского признака.
Темная полоса истории всегда сменяется белой, после войны наступает мир, а на смену мрачным инквизиторам приходят добрые и утонченные владельцы. В 1635 году замок Стен купил уже тогда знаменитый живописец Питер Пауль Рубенс. Внешний облик замка остался прежним, но вот интерьер претерпел изменения, и не в худшую сторону. Художник постарался сделать так, чтобы во внутреннем убранстве и тени не оставалось от прежних времен инквизиции.
В этот период замок благодаря своему знаменитому хозяину, которого еще называли «королем художников и художником королей», приобрел известность как светское место. Замок Стен стали посещать высокопоставленные гости, в его стенах собиралось утонченное светское общество. Сам Рубенс прожил здесь недолго, но зато навсегда сохранил свои теплые воспоминания в прекрасных пейзажах самого замка и его окрестностей.
Чередование темных и светлых полос в истории Стена снова пришло в движение, и в этот раз на смену пришли недобрые времена. После смерти живописца замок остался бесхозным и повторил участь многих просторных сооружений с крепкими стенами. Стен стал тюрьмой, а его территория (внутренние стены) снова стала местом для пыток и казней. Ничто не проходит бесследно, и в память об этих временах на месте последней исповеди заключенных водружено массивное распятие.
Затем XIX век тоже внес свои коррективы во внешний облик замка. Стену придали ложные готические черты, которые, по мнению многих исследователей, испортили его истинный и древний облик. Однако последующие решения властей для самого замка и других древних сооружений города и вовсе оказались катастрофичными. Из-за старой и доброй Шельды, которая слишком заилилась, было решено снести древние здания, в том числе большую часть замка, и расширить реку. Приоритеты были расставлены – в XIX веке не слишком задумывались об исчезающем богатом культурном наследии.
Впоследствии замок восстановили. Но сейчас мы можем видеть лишь часть той крепости, которой на самом деле являлся замок Стен. В свое время замок был целым комплексом и состоял из основных зданий, часовни, хозяйственных помещений. Когда-то все это окружали высокие крепостные стены. Но время неумолимо, оно неустанно вносит свои коррективы, прокручивая пленку как киномеханик.
Сегодняшний Стен – это отражение прошлого в настоящем. При свете дня – картинный замок-новодел с расположенным внутри музеем. А в сумерках или когда ложится туман, дайте только волю своему воображению, и тень сурового древнего замка станет осязаемой.