Знал ли будущий лауреат «Букеровской премии» Джулиан Барнс в далёком 1989 году, что он опубликует тогда один из знаковых постмодернистских романов современности? Не уверена. Но я точно знаю, что вам стоит его прочитать. Впрочем, назвать эту книгу романом в оригинальном понимании этого слова — отчасти затруднительно. Книга состоит из цикла историй, формально связанных друг с другом схожими образами (корабль) и смыслами (движение).
Здесь вам и озабоченная глобальными вопросами мироздания беременная девушка с беременной кошкой, которая сражается в открытом море с собственным сознанием. Тут же проходит настоящий средневековый суд над корабельными червями, сожравшими церковную кровлю. Не отходя от кассы, Ной сводит на нет популяции василисков и единорогов, а Адольф Гитлер прогуливается по раю, пока термитов отлучают от церкви. Ада, кстати, не существует-оказалось это была всего лишь необходимая пропаганда. А как бы вы реализовали божий замысел?
Это удивительный сборник новелл, созданных в самых разных стилях: в виде писем, трактата, судебного протокола или повествования от лица жука, нелегально пробравшегося на Ноев ковчег. На первый взгляд все истории абсолютно не связаны друг с другом, но если приглядеться, можно заметить, что в одном рассказе на ковчеге делят животных на «чистых» и «нечистых», а в другом уже пытаются пристроить куда-нибудь корабль с депортируемыми евреями.
Не секрет, что Барнс является весьма заслуженным специалистом в подобных играх с текстом. Однако каждый раз удивляешься его уникальной манере повествования. Через мало в чем схожие истории он подталкивает читателя к поиску ответов на вопросы о прошлом, настоящем, а заодно и будущем человеческого бытия в нашем подлунном мире.
Не сказать, что я была большой любительницей коротких форм в литературе, однако Джулиан Барнс умудрился собрать под одной обложкой изящно переплетённые истории, да так, что эта книга выглядит как совершенный и единый механизм, щедро сдобренный головоломками и пронизанный одной большой тревогой автора о судьбе мира.