Начало тут.
Итак, если ты еще не передумал забирать документы из меда, то читай дальше.
Правило №5. Не хватайся за все сразу.
Только закончилась первая неделя учебы, а тебя уже загрузили кучей информации, домашкой и еще внеучебной деятельностью, и ты не знаешь, за что взяться. А за все браться и не обязательно. Сначала просто вдохни побольше воздуха и успокойся.
Первым делом надо разобраться с учебой. Влиться в темп студенческой жизни, научиться правильно распределять свое время. Это очень важно. Постепенно, ты поймешь, что учить обязательно, что можно просто прочитать, а где и просто сообразить. И с этого момента можешь потихоньку участвовать во внеучебной деятельности. Все-таки хоть какое-то разнообразие. Но не забывай про учебу. Если ты не будешь успевать по учебе, то долги вырастут, как снежный ком, и уже и не нужна будет никому твоя внеучебная деятельность.
В общем, все в твоих руках, дружище, надо просто немного организовать свое время.
Правило №6. Нужно стараться высыпаться.
Да, именно стараться, потому что выспаться у тебя все равно не получится. Но попытаться надо. А это значит, что по ночам учить не нужно! Опять же к правильной организации своего времени. А все потому, что не будешь высыпаться - мозги работать не будут - бесполезно будет учить. Получаем порочный круг. Тем более на первом курсе не очень много дисциплин, требующей тщательной зубрежки.
Вывод: сон это важно! И его нужно беречь.
Правило №7. Подружись со старостой.
На одной из кафедр (правда на 3 курсе, но все же), у одного препода был странный подход: всю работу за него делала староста. Всю. Проверяла работы, показывала материалы и так далее. И за это он ставил ей одни пятерки. И не важно, знала она предмет или нет. И позиция у него была примерно такая: "Вы, конечно, можете учить, но никто не может иметь рейтинг выше, чем у старосты". Неплохо, да? Для старосты, конечно.
Так что дружить со старостой нужно. А лучше и вовсе постараться ей стать. Староста отмечает на лекциях, а некоторые преподы все-таки смотрят посещаемость. И вряд ли человек, с которым у тебя прохладные отношения, будет тебя прикрывать, не так ли?
Правило № 8. Постарайся не пропускать занятия и лекции.
Да, я уже говорила про отработки. Но на самом деле эта тема настолько актуальна, что я расскажу еще раз. Даже у меня есть немало примеров, когда людей отчисляли просто потому, что они не успели отработать все, что пропустили. И часто получается так, что пока отрабатываешь старый материал, у тебя копятся долги по настоящему.
Посещать занятия нужно в любом случае. Даже если ты не выучил на этот день. Даже если учил всю ночь (а я говорила так не делать), и у тебя сил нет встать и ты уже ничего не помнишь. Одна девочка из нашей группы не ходила на пары по анатомии полгода. И отговорка была такая: "Я не могу заставить себя встать так рано." Занятия, если что, начинались в 8 часов. Как вы можете догадаться, ее отчислили. Не сразу, конечно, она отработала все 1,5 пропущенных года. Даже сдала экзамен. Но пока она отрабатывала анатомию, у нее скопились долги по всем оставшимся предметам. И еще начались новые, по которым тоже копились долги. А вставать рано она не любила. В общем, отличный пример, как делать не надо.
К слову будет сказано, что посещать нужно не только занятия, но и лекции. Да, на первом курсе не очень много дисциплин, напрямую относящихся к медицине и очень много, которые не, но... Все-таки выработай у себя такую привычку. Она пригодится тебе на старших курсах, когда почти все предметы будут профильными. Продолжительность лекции 1,5 часа, их обычно немного, и, разумеется, ни один преподаватель не будет разжевывать все к занятию. Времени на это ни у кого нет и не будет.
Но основные моменты звучать будут, однозначно. Особенно рекомендую писать те лекции, по предмету которых будет экзамен. Обычно преподы разбирают самые каверзные вопросы, прямо диктуют под запись. Этакая проверка на посещаемость. На экзамене все всплывет, и тебе будет огромный плюс в карму, если ты будешь говорить о том, что было в лекции. Проверено не раз лично.
Таким образом, посещать занятия и лекции нужно обязательно. Не обязательно писать все лекции подряд, можно просто послушать их или заниматься своими делами на последней парте, никому не мешая, но вдруг что-то с этой лекции всплывет в мозгу в нужный момент, а?
Правило №9. Не гонись за рейтингом.
Не знаю, как в других ВУЗах, но в медицинском есть рейтинг. Этакий борец за справедливость. На каждой паре ты будешь получать отметки. Это может быть 5-бальная, 10-бальная, 20-бальная, 50-бальная или же 100-бальная система. Абсолютно не важно. Важно, что эти баллы будут копиться или же будет вычисляться среднее от всех, и это число очень повлияет на оценку на экзамене. На каждой кафедре об этом расскажут подробнее, обязательно, порой несколько раз.
Но с первой же пары гнаться за максимальным баллом не нужно. Сначала нужно вникнуть в предмет. Да, кстати, повторюсь еще раз, это не школа. Так что максимальный балл получить будет очень непросто. Некоторые преподы из принципа максимум не ставят, особенно первокурсникам. Я свою первую 10-ку по анатомии получила в конце первого курса, а до этого и 4-ки были (из 10). И ничего, сдала на отлично экзамен.
Главное - это учить. Постоянно. Разумеется там, где это нужно. И не злиться на препода за то, что он, такой нехороший, золотому медалисту пятерки ставить не хочет, ты ведь стараешься. А потому что... смотри правило ниже.
Правило №10. Никто ничего тебе не должен!
Это правило надо было бы первым сделать, а не 10-м, но да ладно. Запомни его на всю жизнь. Никто ничего тебе не должен. Препод не обязан ставить тебе максимальные баллы, даже если ты очень хорошо отвечаешь. Староста не обязана прикрывать тебя на каждой лекции, даже если ты ее очень просил. Деканат не обязан по 10 раз объяснять тебе что-либо. Кстати, деканат, это вообще очень странная организация, и позже я точно о ней напишу. В общем, ты поступил, ты учишься, и твоя учеба нужна только тебе. И никому больше. И не надо ни на кого обижаться. Преподаватель это точно не оценит, а плохо будет только тебе.
Если есть какие-то проблемы, решать придется тебе. И только. Стоять очередь в деканате, отрабатывать лекции, договариваться с преподавателем.
Кстати, если ты все-таки претендуешь на максимальный балл или у тебя какие-то проблемы, то вместо обид и претензий лучше подойти после пар к преподу и напрямую спросить: "Что мне нужно сделать, чтобы получить максимум? Чего мне не хватает?". Если беседа будет в спокойном тоне, ты будешь вежлив и учтив, то на 95% тебе ответят на твой вопрос. Может, побольше проявлять активности, глубже изучить материал, где-то доучить. Но ты будешь знать, в каком направлении двигаться. И в конце концов придешь к своей цели. Амбиции - это хорошо, но проявлять их нужно грамотно.
Правило №11. Купить свечи и иконы.
Хотя бы самую маленькую иконку. Я не верующий человек, даже абсолютный атеист, но на 3-м курсе было всякое, особенно в летнюю сессию. Я была готова молиться любым богам. Так что я думаю, этот пункт будет не лишним.
Правило №12. Поменьше верить старшим курсам.
Точнее, критически оценивать всю информацию, которую тебе говорят старшекурсники. Например, если старшие курсы говорят, что такой-то такой-то полная дрянь и фиг ты ему сдашь предмет, то этому еще можно поверить. Так это или нет, ты узнаешь только на экзамене, но будешь готов к худшему. А это неплохо.
Но вот если ты слышишь такую фразу:" Да английский - это вообще лафа, я год не ходил, все отработал и сдал в легкую!", то... лучше этому не верить. Та девочка, о которой я говорила в правиле №8 именно такого и наслушалась. И так же говорила и нам, ссылаясь на старший курс. Но если тот человек все отработал, то не факт, что также сможешь и ты. И далеко не факт, что препод будет также лоялен к тебе в этом году, как был в тот. А отработки, они не дремлют.
В общем, старшие курсы уже прошли тот этап, на котором ты сейчас очутился. И им кажется, что все, что ты будешь сейчас проходить - очень легко и у тебя куча свободного времени. И это понятно, потому что они уже пережили всю дрянь, и, по сравнению с нею, это действительно так... Но попадаться на такой крючок не стоит. Ты пока не знаешь правил игры (или знаешь часть из моих замечаний, но далеко не все), и сначала надо вникнуть окончательно, а потом уже делать. Но не забывай про правила №8 и №10.
В заключении хотелось бы сказать, что правил куда больше, чем я написала в этом и предыдущем посте. И отдельным я, наверное, уделю больше времени. Например, про распределение времени и правильное питание во время учебы. Или про очень нехороших преподов и странный деканат. Если что-то не понятно, то пиши мне на почту tina-vell@yandex.ru, будем разбираться вместе. И да, мне будет очень приятно писать посты, если ты подпишешься на канал, или хотя бы отметишь, что тебе понравилось!