В предыдущей публикации я обещал остановиться на описании порядка действий при получении требования налоговиков, связанного с расхождениями в декларации по НДС с данными, полученными от нашего контрагента.
Как ни странно, алгоритм действий достаточно четко обозначен самими налоговиками в письме ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. План этот (переводя его на человеческий язык) таков.
1. Отписать в налоговую о получении требования. Этот момент очень важен, поскольку за невыполнение этого действия могут быть приостановлены операции по счетам.
2. Проверяем, есть ли ошибка, если есть, то чья: наша или контрагента. Нас должно волновать только наличие наших ошибок.
При этом ошибки делятся на две категории: влияющие на сумму НДС и не влияющие на нее.
3. Если ошибка повлияла на сумму НДС – представляем уточненную декларацию. В этой ситуации все понятно: сами ошиблись – сами исправились.
4. Если же ошибка на сумму НДС не повлияла, в обязательном порядке представляем пояснения. Можно также представить исправленную декларацию, но этот вопрос нужно уже решать в зависимости от характера ошибки.
5. Если же ошибок нет вовсе – представляем пояснения, в которых сообщаем об этом факте. При этом можно приложить документы, подтверждающие обоснованность вычета НДС по данной операции, чтобы доказать свою правоту.
Теперь главное – чего делать не нужно.
Как было сказано в предыдущем материале – не надо делать чужую работу. Имеется в виду – проводить самостоятельное расследование действий контрагента и излагать его в пояснении. То есть, провести его как раз можно и даже полезно, но вот передавать результаты налоговикам не стоит.
Причина как раз состоит в том, что, систематически выполняя чужую работу, мы делаем ее своей. Сколько раз мы наблюдали, в процессе проведения налоговых проверок, как инспектор предлагал: «а обеспечьте явку руководителя и главного бухгалтера вашего контрагента», «а заставьте их передать документы» и т.п.
Продолжением такой политики будет то, что, за неисполнение обязанностей нашим контрагентом, виновными будем назначаться мы.
Здесь важно разграничить зоны ответственности между нами и налоговиками. Если их что-то не устраивает в нашем контрагенте – все вопросы к нему. Если он не устраивает в целом – пусть проводят проверку, доказывают необоснованность получения налоговой выгоды, а мы будем это обжаловать. Но это – совершенно отдельный вопрос, не имеющий отношения к несоответствию в данных налоговых деклараций.
Нельзя забывать и о том, что, беря на себя функции по истребованию информации от контрагента, мы, по сути, подчеркиваем свою неуверенность в нем. А это – еще один повод для налоговиков присмотреться к нашим операциям попристальнее.
Следует помнить главное – введение системы АСК НДС-2 внесло изменения только в документооборот и методы контроля за соответствием данных счетов-фактур и налоговых деклараций. Никаких дополнительных обязанностей и, тем более, дополнительной ответственности у налогоплательщиков не появилось.
Так не надо придумывать их себе самостоятельно!
И последнее. Не надо обостренно реагировать на напор со стороны налоговиков, иногда доходящий до раздражительной агрессивности. Это не показатель их уверенности в своей позиции, а наоборот компенсация ее слабости. Справедливости ради скажем, что проявляется это нечасто.
В одном из следующих выпусков я раскажу как действовать при проведении выездной налоговой проверки в случае, когда налоговики требуют представить более подробные данные о контрагенте, а также обеспечить передачу документов самим контрагентом.