Ко мне систематически обращаются с вопросом, как реагировать на письмо из налогового органа, в котором говорится, что выявлено несоответствие данных нашей налоговой декларации по НДС с декларацией нашего контрагента (поставщика, подрядчика и т.п.).
В сети публикуется масса самых разных рекомендаций, касающихся подобной ситуации. Однако чтобы определиться в порядке действий, нужно понять причины возникновения подобной кампании со стороны налоговиков. А причины эти следующие.
1. Введена и действует система АСК НДС-2, которая показывает несоответствия в автоматическом режиме.
2. Законом не установлены последствия такого несоответствия, т.е. информация, полученная налоговиками, является, по сути, справочной.
3. Для того, чтобы установить причину такого несоответствия инспектору нужно проделать достаточно объемную работу.
Но ведь намного проще предложить нам сделать эту работу за него, а еще лучше, чтобы мы сами сразу доплатили налог – тогда можно особо и не разбираться.
Как говорится, «чистосердечное признание облегчает вину, душу и работу следователя».
И инспекторы говорят нам «Заплатите, и мы от вас отстанем».
Но это как раз то, чего делать нельзя!
Давайте посмотрим на причину, по которой мы соглашаемся.
а. Мы действительно не уверены в этом контрагенте.
б. Мы не хотим, чтобы налоговики «копали глубже».
в. Мы вообще не готовы возражать налоговым органам.
Характерно то, что все три причины хорошо известны налоговикам и приводят совсем не к тем результатам, которых мы ожидаем, и которые нам обещает инспектор.
Демонстрируя свою неуверенность в ситуации, либо то, что нам есть что скрывать, либо просто неготовность к отстаиванию своих интересов, мы, по сути, провоцируем налоговиков заниматься нами дальше.
И пусть нас не вводит в заблуждение относительно малый размер суммы, который нам предлагают заплатить – это только начало, проверка нашей реакции.
Что особенно характерно: не имеет никакого значения, виноваты Вы в чем-то на самом деле, или нет. Последствия от этого не меняются. И последствия эти следующие.
1. Вы выполнили чужую работу
2. Вы взяли на себя чужую вину.
3. Вы заплатили то, что не должны были платить.
4. Вы спровоцировали новые проверки в отношении себя.
Таков невеселый результат выполнения «настоятельных рекомендаций» налогового инспектора.
В следующем материале мы рассмотрим оптимальный порядок действий в случае появлению такого запроса из инспекции. Сейчас же обозначим основные положения.
1. Не отвечаем сразу. Какова бы ни была ситуация берем паузу.
2. Проверяем себя. Все ли в порядке с документами у нас, есть ли спорные счета фактуры.
3. Связываемся с контрагентом. Выясняем, подтверждает ли он данную операцию.
4. Собираем доказательства реальности операции.
5. Составляем аргументированный ответ налоговикам.
Более подробно о практических действиях по разрешению таких ситуациях читайте в следующем выпуске.