Этот материал поможет вам осознаннее выбирать, какие объекты должны попасть в кадр, а каких там быть не должно.
В фотографии есть такое понятие «крупность плана». Часто крупность плана воспринимается, как нечто условное, а его определения в литературе даются расплывчатыми. Это ведёт к неразберихе и обесцениванию этого важного понятия. В этом материале я постараюсь дать максимально простое и понятное определение и показать практическую значимость выбора крупности плана для фотографа.
В каждой фотографии нужно стремиться показать что-то главным и выделить его на второстепенном фоне. Это бывает непросто, а иногда даже невозможно, но чаще всего в кадре всё же есть какой-то главный объект. Вокруг него мы и попробуем сформулировать понятие крупности плана. Итак, по порядку:
1. Общий план – это когда есть главный объект, и есть какое-то окружение, которое занимает значительное пространство. Мы точно понимаем, что белый медведь является ключевым элементом снимка, нам хочется «услышать» его историю, какие-то подробности. Сам медведь не может нам о себе ничего поведать, потому что слишком мелко изображён. Мы не видим какой у него взгляд, чем он занят. Но историю рассказывает окружение – льды, море и даже облака. Таким образом, общий план – это когда об объекте в большей степени мы узнаём по той обстановке, в которой он находится.
2. Средний план – есть главный объект и его окружение, но объект уже занимает намного больше места и начинает сам о себе что-то рассказывать. Средний план – излюбленный стиль съёмки репортажных фотографов, он очень хорошо работает, когда нужно показать какое-то действие, а особенно взаимодействие. Пожалуй, средний план – самый сложный для исполнения. Нужно заботиться и о грамотной компоновке кадра и о выразительности главного героя.
Важно, чтобы наряду с выразительностью главного события, в кадре присутствовало окружение ровно настолько, насколько это необходимо снимку. Всё лишнее должно быть убрано из кадра, каждая деталь на своём месте.
3. Крупный план – это когда в кадре есть главный объект, и он сам о себе рассказывает. Пожалуй, самым сложным при выборе крупности плана является баланс между средним и крупным.
Если мы говорим о крупном плане, то окружение нам здесь не нужно, оно будет отвлекать. Его обычно уводят в нерезкость или выбирают подходящий ракурс, при котором фона не видно. Если же нам жалко избавляться от фона, то не стоит выбирать крупный план – снимайте в среднем.
Примеры неудачного выбора крупности плана. Отвлекающие детали фона нужно было либо убрать (и это будет крупный план), либо как-то использовать (и получится средний план).
4. Сверхкрупный план (деталь) – в кадре доминирует какая-то деталь объекта, которая нам рассказывает о нём. Это должна быть отличительная деталь, яркая и выразительная.
Причём важно, чтобы эта деталь рассказывала не о себе, а именно о том объекте, которому она принадлежит.
Конечно, не всё в фотографии подчиняется жестким правилам, но если держать в голове хотя бы основные принципы, то становится намного проще мыслить и действовать. Кроме того, правила созданы для того, чтобы их нарушать, но нарушать разумно и со знанием дела, иначе это превращается в небрежность и легко распознаётся зрителем.