Нас с детства учат терпению. Говоря «нас», я имею в виду женщин. Не хотелось бы обижать мужчин, но их терпение – это о другом.
Мальчику, разбившему колено, говорят «терпи, ты же мужик!». Не совсем правильно с точки зрения психологии, но посыл понятен: ты – мужчина, сильный, крепкий – что тебе какая-то ссадина?
А девочке… ох, девочки. В нежном школьном возрасте мне довелось угодить во взрослую хирургию. Не знаю, как сейчас, но тогда всех, кто старше 14-ти, рассовывали по взрослым отделениям. На соседней со мной койке оказалась девочка, которой прооперировали аппендицит.
- Больно, - шептал подросток, выходя из наркоза.
- Потерпи, тебе ещё рожать! – ласково шептала любящая мама.
Потом очередь дошла и до меня. Мне оперировали колено. Наркоз был местным, боль – терпимой (опять это слово!), а я – любопытной. Но, с интересом наблюдая за манипуляциями врачей – моё же колено, я должна видеть, что с ним делают! – на определённом этапе я не смогла сдержать неожиданное «Ой!».
Что сказала улыбчивая медсестра? Правильно:
- Терпи, как ты рожать будешь?
Знаете, к чему я это рассказываю? А чтобы вы почувствовали разницу: «терпи – тыжмужик!» - это про храбрость и стойкость, силу, выдержку. А «терпи – тебе ещё рожать!» - это о другом. Это о том, что впереди, где-то там, на горизонте, тебя ждут ещё большие мучения. Желательно – неоднократно. Привыкай.
Потом будет «издевается, обзывает? Терпи, значит, ты ему нравишься!», «пьёт, гуляет, ревнует к каждому столбу? Терпи, будь мудрее», «бьёт – значит, любит! Терпи, кому ты нужна с детьми?».
Молчи. Терпи. Будь мудрее. Не вздумай уходить. А потом, когда очередной выпуск новостей покажет наглухо застёгнутый чёрный мешок, который мрачно тащат угрюмые мужики, голос за кадром произнесёт что-то вроде «она терпела издевательства, но так и не ушла от негодяя». Конечно, не ушла. Когда 20, 30, 40 лет подряд в уши льётся «терпи!», очень трудно взять и перестать.
А бывает иначе. Когда, например, три юные девушки, не выдержав издевательств отца-деспота, решают проблему по-своему. Потому что терпеть – их научили, а что делать, когда терпение заканчивается – никто не подсказал.
«Терпи!» - это самый гнусный совет из всех возможных. И не дай Бог вам его дать подруге, дочери, сестре – любой женщине. Потому что выход из бесконечного терпения – кладбище или тюрьма. Другого не предусмотрено. И я не берусь судить, что хуже.
И самое главное, что мы обязаны делать – это НЕ терпеть. Бежать, прятаться, расставаться, обрывать связи – но не терпеть. Просить помощи, если больно, страшно, трудно, но самой – не справиться. И не быть равнодушными к чужому «терпению». Ни в коем случае.